Врачи против чиновников

07.11.2016
00:00
Вопрос взаимозаменяемости лекарственных препаратов может решать только врач. С такой позицией, которая была включена в итоговую резолюцию, выступили участники IV всероссийского конгресса «Право на лекарство», который прошел 3 ноября в Москве.  

Административный ресурс

Сегодня взаимозаменяемость лекарств определяют два органа – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минздрав. При этом существующие процедуры закупок требуют приобретать самый дешевый препарат по МНН. Из-за отсутствия законодательных требований к проведению клинических исследований, регистрации и фармаконадзору биоподобных препаратов внедрена в практику автоматическая замена биологических лекарственных препаратов по МНН, которая делается без учета мнения врача и самого  пациента. 

«Непродуманное регулирование приведет к тому, что взаимозаменяемыми окажутся лекарства с разными международными наименованиями. Появится новая, параллельная МНН, классификация лекарств, основанная на административном определении взаимозаменяемости, а не на молекулярном составе и действии вещества. И эта классификация поглотит МНН-классификацию, потому что за ней стоит административный ресурс. Это неизбежно породит еще один виток коррупции и конфликт двух классификаций», – отмечают участники конгресса. 

Пациенты – в заложниках 

На схожих позициях выступают и медицинские эксперты. «Определенно знак равенства между биологическими и биоподобными препаратами ставить нельзя. Задача врача  назначить тот препарат, который, как он считает, необходим пациенту. Но если он назначил тот, что есть в аптеке, кого в этом винить? Пациент тут тоже заложник ситуации, ведь отказаться от лечения он не может», говорит профессор кафедры клинической фармакологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Сергей Зырянов

Пациентские организации настаивают на том, что определяющим фактором должна служить не цена препарата, а его клинический эффект для пациента. «Врачу фактически велят лечить в силу административных постановлений, а не так, как он хочет. Что для пациента тоже не очень хорошо, так как тут не просматривается состояние здоровья самого человека», - уточняет президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский

Как говорит президент правления Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй» Ирина Боровова, часты случаи, когда в районных онкодиспансерах опротестовывают заключение федеральных центров. Причина та же – экономия. «Типичный пример – пациентки с раком молочной железы, которым нужен герцептин. Аргумент такой: если мы обеспечим вам данный препарат, то не сможем закупить более дешевые препараты для нескольких других пациенток», говорит она. 

Впрочем, далеко не всегда доступность препарата определяется его стоимостью. Например, опиоиды стоят довольно дешево, но их зачастую получить еще сложнее. «У нас считается, если нет онкологического заболевания, то опиоиды тебе не положены. При этом пациент может страдать от сильного болевого синдрома. А причина в том, что врачи не знают, как правильно назначить наркотическое обезболивание, не хватает знаний относительно дозировок, кратности, взаимодействия», – отмечает врач-эндокринолог Ольга Демичева

В Лиге защитников пациентов полагают, что единственный выход – добиваться исполнения своих прав через правоохранительные органы. «Будет судебное решение – будет препарат. Поэтому первый шаг – заявление в прокуратуру. Нужны уголовные дела о неоказании помощи, халатности. Пока чиновники не почувствуют, что есть реальная угроза, они не будут себя вести по-другому», – резюмирует Александр Саверский.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.