Без злого умысла
В последние дни сентября 2017 года ход строительства перинатального центра в Смоленске оценивал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. Во время совещания на объекте было отмечено отставание от рабочего графика на три с лишним месяца.
Много вопросов вызывает качество строительных работ. А в подвальном помещении центра разрастается плесень. Представители профильных департаментов администрации региона и депутатского корпуса были едины в неудовлетворительной оценке работы генерального заказчика и ключевого подрядчика. И вот тут начинаются вопросы.
Чтобы картина вокруг смоленского ПЦ стала полной, надо напомнить предысторию. А она начинается в соседнем Брянске, где недавно открывшийся перинатальный центр уже приобрел дурную славу. Оба объекта возводятся по федеральной программе, в обоих случаях заказчиком выступает госкорпорация «Ростех», а исполнителем определена брянская компания СК «Комфорт».
Как все начиналось
Изначально открыть перинатальный центр в Брянске планировали 7 декабря 2016 года. Но за две недели до знаковой даты территориальный орган Росздравнадзора выдал предписание региональному Департаменту строительства и архитектуры об устранении недочетов. Департамент обжаловал эти претензии — соответствующее заявление поступило в суд 6 декабря. Организация «Трансперенси Интернешнл Россия» в связи с трагедией в брянском ПЦ, когда там за три месяца погибли 11 детей, провела расследование. И выяснила следующее.
Госконтракт на строительство перинатального центра Брянской городской больницы №1 был заключен в ноябре 2014 года. Заказчиком выступало ООО «РТ-Соцстрой» (дочерняя структура «Ростеха»), подрядчиком — ОАО «СКФ Комфорт», принадлежащее депутату Брянской областной думы Владимиру Драникову. Компания давно известна на строительном рынке региона и неоднократно получала госконтракты, но прежде строила в основном жилье.
Перинатальный центр открылся 7 марта 2017 года. А уже 10 марта появилось связанное с ним судебное решение, подтвердившее обоснованность представления Росздравнадзора в адрес областного Департамента здравоохранения о нарушениях при формировании структуры центра и обеспечении его необходимым оборудованием и медикаментами.
Уже не смешно
Вопрос по смоленскому ПЦ звучал и на заседании Совета Федерации в конце сентября 2017 года. Его глава Валентина Матвиенко в этой связи отметила: «Региональные органы власти несут не меньшую ответственность за ввод перинатальных центров. Там, где региональная команда работает эффективно (быстро землю выделяет, согласовывает), там процесс идет объективно лучше. «Ростех» многое сделал для строительства перинатальных центров, давайте будем более тесно взаимодействовать для скорейшего ввода объектов».
В Департаменте Смоленской области по здравоохранению в ответ на запрос портала Medvestnik.ru посоветовали обращаться за информацией о ходе строительства перинатального центра к заказчику. Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов в этой связи отмечает: «В Смоленске перинатальный центр изначально регион намеревался строить сам. Потом обратился к «Ростеху». Много времени потеряно на решение организационных и земельных вопросов. Фактически работы начались в 2016 году».
Системная ошибка?
Федеральная программа, в рамках которой построены перинатальные центры в Брянске и Смоленске, была принята в декабре 2013 года и первоначально предполагала строительство 32 подобных медучреждений по всей России до конца 2016 года. Из них 15 строит «Ростех», за остальные отвечают региональные власти.
«Спешка со сдачей центров, очевидно, связана именно с обстоятельствами реализации федеральной программы», - говорит пресс-секретарь «Трансперенси Интернешнл Россия» Артем Ефимов. - Ведь, по сути, сроки оказались сорваны по всей России: из 32 запланированных к вводу к концу 2016 года были готовы всего 13 объектов. Из них «ростеховских» - 5. По вине подрядчиков сорваны сроки по сдаче в эксплуатацию центров в Гатчине (Ленинградская область), Архангельске, Пензе, Петрозаводске, Якутске и Ульяновске, центр в Улан-Удэ (Бурятия) пришлось переделывать из-за ошибок в проектной документации».
По новому плану, оставшиеся 19 центров, в том числе 10 «ростеховских», должны быть введены в эксплуатацию в 2017 году. 7 августа госкорпорация выделила на завершение своей части программы дополнительные 1,7 млрд рублей. Уже построенные «ростеховские» центры также сдавались с задержками и осложнениями. Центр в Махачкале построили к 30 декабря 2016 года, готовый объект посетил глава республики Дагестан Рамазан Абдулатипов. Однако 7 апреля «Ростех» сообщил, что «центр готов на 98%». Заявку на медицинскую лицензию Махачкалинский ПЦ подал только 25 апреля, а первых пациенток принял 1 июня 2017 года. Таким образом, с момента завершения строительства до начала работы прошли пять месяцев.
Сравните с четырьмя днями в Брянске, где разрешение на ввод в эксплуатацию перинатального центра было готово 1 марта 2017 года. Санитарно-эпидемиологическое заключение на объект выдано управлением Роспотребнадзора 2 марта. А уже 4 марта центр получил лицензию на осуществление медицинской деятельности.
На практике же от завершения строительства объекта, подобного перинатальному центру, до начала работы проходит, как правило, несколько месяцев. Это время необходимо для проведения проверки готовности, оформления разрешительной документации и лицензий.
Например, ПЦ в Назрани заработал в начале июня 2017 года, хотя изначально открытие планировали на март. В апреле глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров уволил первого вице-премьера республики по ЖКХ и строительству Муслима Дзейтова за срыв сроков сдачи перинатального центра.
Специалисты «Трансперенси-Интернешнл» смотрят на историю с перинатальными центрами философски. «Не пытайтесь найти злой умысел в том, что можно объяснить обыкновенной глупостью, - комментирует Артем Ефимов.
7 августа 2017 года Счетная палата РФ опубликовала аудиторский доклад, где оценила ущерб от задержек, связанных с подрядчиками «Ростеха» при строительстве перинатальных центров в регионах в сумму 3 млрд рублей. По словам Сергея Чемезова, самыми проблемными на сегодня являются центры в Гатчине, Пскове, Петрозаводске, Смоленске. Основные причины задержки в Гатчине, Петрозаводске – недобросовестные подрядчики: при заключении договоров были предоставлены подложные банковские гарантии, неоднократно срывали сроки. «Мы расторгли договоры, заменили подрядчиков, сейчас разбираемся с ними через правоохранительные органы и суды», - резюмировал глава «Ростеха».
Нет комментариев
Комментариев: 0