Как совершенствовать систему лекарственного обеспечения онкологических пациентов в России

01.12.2025
10:49
Благодаря запуску в 2019 году федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» система оказания медицинской помощи онкопациентам претерпела множество позитивных изменений. Ключевыми результатами программы стало значительное укрепление инфраструктуры, рост доступности противоопухолевой терапии и, как следствие, снижение одногодичной летальности и общей смертности от онкозаболеваний.
Фото: 123rf.com

Несмотря на это, онкопациенты в России продолжают сталкиваться с системными барьерами в получении жизненно необходимых препаратов. По данным опроса, проведенного «Движением против рака» в 2024 году, 34,5% из них испытывали трудности при получении противоопухолевых препаратов, а почти 31% были вынуждены покупать лекарства за свой счет.

Анализ расходов на приобретение онкопрепаратов показал, что за период с 2018 по 2024 год собственные траты пациентов на эти цели выросли с 4 млрд до 9 млрд руб. ежегодно, что говорит о проблемах с получением льготных лекарств. Кроме того, пациенты регулярно сообщают об административных барьерах при получении рецептов и сложностях при прохождении диагностики.

Еще одна системная проблема касается включения препаратов в ограничительные перечни, в частности в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). На последних нескольких заседаниях межведомственной комиссии при Минздраве РФ под ударом оказались именно препараты для терапии онкозаболеваний: на них приходится наибольший процент отказов во включении в перечни. Отрицательные решения комиссии связаны зачастую не с клиническими данными, а с экономическими соображениями: приоритет отдается снижению бюджетной нагрузки, а не интересам пациентов.

Кроме того, мы обеспокоены отсутствием официальной статистики по смертности, в том числе от онкологических заболеваний. Это ставит под сомнение прозрачность мониторинга эффективности реализации государственной политики в сфере здравоохранения.

Очевидно, что назрела необходимость совершенствования подходов к лекарственному обеспечению онкологических пациентов.

Первое направление – это увеличение финансирования медицинской помощи по профилю «онкология». Финансирование профильного федерального проекта остается неизменным с 2019 года, а ежегодный прирост денежных средств в системе ОМС не позволяет перекрыть даже инфляцию. На данный момент уровень финансирования не покрывает потребность, соответствующую прогнозу 5-летней давности, поскольку он не учитывает число пациентов, выросшее опережающими темпами ввиду совершенствования диагностики и лечения, а также появляющихся новых терапевтических возможностей. Необходим механизм ежегодной индексации с учетом запросов системы здравоохранения.

Своевременной и обоснованной выглядит инициатива Совета Федерации о выделении дополнительных средств – минимум +57 млрд руб. – на оказание помощи онкопациентам. 

Вместе с тем мы понимаем, что финансовые возможности системы здравоохранения не безграничны и бесконечное повышение бюджета невозможно. Исходя из этого, необходимы инструменты повышения эффективности текущих расходов. Например, чтобы облегчить доступ к инновационным препаратам, стоит рассмотреть более широкое применение риск-шеринг контрактов, когда производитель и государство делят финансовые риски в зависимости от клинических результатов. Также возможно внедрение контрактов с конфиденциальной ценой, контрактов, при которых снижается стоимость препарата в зависимости от объемов закупки, и другие формы гибкого ценообразования. Это позволит, с одной стороны, обеспечить устойчивость программы, с другой – оптимизировать нагрузку на бюджеты различных уровней и систему ОМС.

Второе направление развития системы – это оптимизация процессов включения препаратов в ограничительные перечни. Предлагаем внедрить механизм включения по показаниям, когда препарат может быть включен в ЖНВЛП не для всех нозологий, а для тех пациентов, для которых клинические данные наиболее убедительны. При этом возможно «условное включение» – на временной основе, с обязательной переоценкой после накопления клинической и фармакоэкономической информации. Это позволит расширить доступ к инновациям и при этом сбалансировать затраты из бюджета.

При анализе новых заявок следует обязать комиссию оценивать не только бюджетную нагрузку, но и положительное влияние препарата на ключевые государственные инициативы: рост продолжительности жизни, экономию за счет предотвращения осложнений, снижение смертности. Такой подход позволит более объективно взвешивать клиническую эффективность и бюджетные критерии, а не фокусироваться исключительно на краткосрочных расходах.

Третье важное направление – повышение эффективности раннего выявления и диагностики заболеваний. Это позволяет существенно снизить затраты на лечение. Например, если проводить скрининг рака легкого с помощью низкодозной компьютерной томографии не только при наличии симптомов (как сейчас), а целенаправленно среди групп риска, это может сократить расходы на последующее лечение в диапазоне от 60 до 90%. Освободившиеся средства можно направить на инновационную терапию для других пациентов. Кроме того, такой подход значительно повышает шансы на достижение стойкой ремиссии и полное излечение. В ряде регионов данная практика успешно себя зарекомендовала.

Почему эти изменения важны и как они соответствуют общественным интересам?

  • Защита прав пациента. Система лекарственного обеспечения должна обеспечивать равный доступ к терапии, особенно при тяжелых заболеваниях. Общественные организации призваны способствовать тому, чтобы государство действовало в интересах пациента, а не только исходя из бюджетных ограничений.
  • Эффективность использования ресурсов. Гибкие модели финансирования и ускоренные процедуры не означают бесконтрольные траты, напротив, они позволяют направить средства туда, где клинический эффект наиболее значим, и быстро адаптироваться к новым данным. Это важно для устойчивости системы в долгосрочной перспективе.
  • Справедливое распределение. Резервный фонд и таргетированная поддержка регионов сократят территориальные диспропорции и будут служить инструментом выравнивания доступа, особенно в субъектах с ярко выраженными недостатками.
  • Укрепление доверия. Прозрачность принятия решений способствует укреплению доверия между пациентским сообществом и государственными институтами, консолидации общества для достижения социального мира и гармонии.

Мы призываем государство обратить внимание на эти проблемы и внедрить практики, которые уже доказали свою эффективность в других странах и секторах: ежегодную индексацию бюджета в соответствии с реальной потребностью, резервные фонды для регионов, риск-шеринг контракты, адаптивное включение препаратов, ускоренные пути администрирования. Только системные и целенаправленные реформы позволят обеспечить устойчивый, справедливый и клинически значимый доступ к терапии для всех онкопациентов.

Мы готовы к диалогу, сотрудничеству и совместной работе с органами власти, экспертными сообществами и пациентскими организациями, чтобы вместе строить систему, в которой экономия бюджетных средств и сложные административные процедуры не становятся препятствием на пути к жизни.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь