
Ретинопротекторы должны обладать способностью накапливаться в сетчатке (ретинотропность), быть безопасными для организма, иметь антиоксидантные и нейропротекторные свойства, т.е. «уметь» подавлять свободные радикалы, нейтрализовать окислительный стресс, предотвращать или минимизировать повреждения тканей.
Поражения сетчатки могут иметь различные причины развития и клиническую картину, но их объединяет повреждение и последующая гибель нейронов сетчатки вследствие патологических процессов, имеющих сходные молекулярные механизмы. Ключевой из них —эксайтотоксичность, вызванная чрезмерной активацией глутаматных рецепторов и последующим входом ионов кальция в клетку; оксидативный стресс с повреждением клеточных структур и далее — нарастанием функциональных нарушений; снижение кровообращения и аксоноплазматического тока, дисфункция митохондриальных мембран, нуклеиновых кислот и ряд других молекул и структур.
Указанные механизмы описаны при следующих патологических состояниях, что обосновывает применение ретинопротекторов:
Также ретинопротекторы в норме принимают участие в защите структур глаза от повреждающего воздействия ионизирующего излучения, ультрафиолетового и высокоэнергетического синего света (380—500 нм), характерного для дисплеев, экранов современной техники. В этом плане применение ретинопротекторов обосновано и с профилактической целью, особенно в уязвимых группах (дети и подростки, пожилые люди).
В рамках физиологии органа зрения истинными ретинопротекторами выступают каротиноиды и флавоноиды, они же относятся и к наиболее применяемым в этом качестве:
Каротиноиды и флавоноиды непосредственно участвуют в функционировании защитных механизмов органа зрения, способствуют образованию светофильтра, эффективно поглощая опасные световые волны, а в случае образования агрессивных кислородных радикалов «принимают удар на себя» и подвергаются окислению. Их восстановлению помогает широкий спектр веществ с антиоксидантными свойствами (витамины С, Е, группы В, D, микроэлементы):
Значимую роль в физиологической и фармакологической ретинопротекции играют пептиды и отдельные аминокислоты. В литературе обсуждается роль L-глутаминовой и L-аспарагиновой кислот, таурина, низкомолекулярных пептидов, обладающих ретинотропными свойствами. Крупных исследований с достаточным уровнем доказательности по этим продуктам нет, имеются отдельные публикации различной степени убедительности. Спектр препаратов, оказывающих позитивное воздействие на сетчатку, достаточно широк, и, например, анти-VEGF-терапия также обладает подобными эффектами.
У части претендентов-ретинопротекторов положительные свойства были обнаружены в рамках экспериментальных исследований, среди них: коэнзим Q, альфа-липоевая кислота, супероксиддисмутаза, экстракт гингко билоба, ингибиторы аденозиновых рецепторов и даже стволовые клетки. Сложность разработки и оценки эффективности ретинопротекторов связана со спецификой органа зрения, трудностями проникновения фармацевтических субстанций в забарьерные структуры глаза, непростым и многофакторным патогенезом повреждения сетчатки. Оценка эффективности при терапевтическом применении ретинопротекторов также непроста и требует тонких методов подтверждения эффективности лекарственных веществ, а при профилактическом — длительных курсов и включения большого числа испытуемых.
Один из примеров такой серьезной оценки — исследование AREDS (Age-Related Eye Disease Study) с участием 4757 пациентов в возрасте 55—80 лет, которые на протяжении пяти лет принимали витаминно-минеральные комплексы (ВМК), содержащие витамины С и А (бета-каротин), цинк и медь. Риск развития возрастной дисфункции сетчатки (макулярной дегенерации) снизился среди принимавших ВМК на 25%. Полученные результаты заставили исследователей изменить состав ВМК, и в последующем исследовании AREDS-2 использовалась модифицированная формула с заменой бета-каротина на лютеин и зеаксантин, что в еще большей степени снизило риск прогрессирования макулярной дегенерации до поздней стадии на 18%, а неоваскулярной формы — на 22%.
Ретинопротекция — важный компонент общей заботы о здоровье и органа зрения в частности. Значимость ее выше в уязвимых когортах населения (дети и подростки, пожилые люди), однако и в широком плане — это способ снизить повреждающее воздействие ионизирующего излучения, ультрафиолетового солнечного и высокоэнергетического синего света, свойственного современным гаджетам. Проблема усугубляется недостаточным поступлением в организм человека необходимых для функционирования защиты глаза необходимых веществ. Установлена связь между недостаточностью витаминов, микроэлементов и развитием офтальмологических заболеваний, а также доказана обратная корреляция: потребление каротиноидов (лютеина, зеаксантина), флавоноидов и микроэлементов снижает риск возникновения и прогрессирования некоторых заболеваний, например, возрастной макулярной дегенерации, миопической макулопатии и др. Профилактические подходы рекомендуют прием специально разработанных витаминно-минеральных комплексов для различных возрастных категорий людей, а также при наличии различных заболеваний органа зрения — в подобных случаях это должно быть согласовано с лечащим врачом-офтальмологом.
erid: 2Vfnxxo53Rj

Нет комментариев
Комментариев: