Что не так в регулировании российского здравоохранения?

27.09.2019
12:03
Есть очень продвинутые специалисты, способные читать и понимать нормативную базу в сфере отечественного здравоохранения. Я тоже все это читаю, но всякий раз ощущаю полную свою бесперспективность в этом вопросе.

Многочисленные приказы, регулирующие ту или иную сферу отечественной медицины, традиционно содержат требования к штатам, к оснащению. Ну, например, тазомер, жгут резиновый, скальпель одноразовый стерильный и даже калькулятор требуются в кабинете какого-нибудь врача общей практики (ВОП). Среди помещений требуются процедурные, кабинеты, санитарные комнаты, комнаты хранения оборудования и т.д. Иногда там бывают очевидные «странности», назовем этот так. Например, 40 шин Беллера, если вы хотите получить лицензию на ВМП по разделу «ортопедия и травматология», ревматологам требуется какая-нибудь «кислородная подушка с эбонитовым наконечником», для пластической хирургии следует иметь в штате целых 5 (!!!) пластических хирургов с целью круглосуточного наблюдения пациента в стационаре и т.д. и т.п. Nomen illis legio…

Короче, все это можно читать, можно не читать, можно соблюдать, можно не соблюдать. Единственное необходимое условие всего этого действа – тщательная имитация ритуалов и движений, смысл которых ясен как проверяемым, так и проверяющим, отчего процесс местами становится даже увлекательным. Появился, например, целый рынок «потемкинского» оборудования, которое мигрирует из конторы в контору для целей предъявления проверяющим. Вероятно, скоро все эти железяки приобретут некоторую ценность для музея курьезов. 

Ключевой характеристикой всего корпуса регуляторных документов в российском здравоохранении является полное отсутствие целей, сформулированных намерений и, соответственно, средств их достижения. Ресурсный аспект даже не обсуждается.

Уже некоторое время изучаю вот такой документ: «2019/20 General Medical Services (GMS) contract: Quality and Outcomes Framework (QOF)». Это пример базового нормативного акта государственной системы здравоохранения (NHS) Великобритании (в данном случае речь об Англии), который регулирует работу в этой системе врачей общей практики. Можно считать это аналогом приказа Минздрава России о ВОП. Характерна заявленная цель документа: «рекомендации по интерпретации и верификации показателей QOF (перевод автора).

QOF (The Quality and Outcomes Framework) – это структура или система оценки качества и показателей в сфере общеврачебной практики. Этот документ, именуемый контрактом, и де-факто, и де-юре является ключевым консенсусом между тремя сторонами: NHS – бюджетодержатель, BMA (British Medical Association) – главная профессиональная организация врачей Англии и GPC (General Practitioners Committee) – организация ВОП, работающих в бюджетной системе. Документ большой, 129 страниц, но он весь посвящен вопросу качества, его оценке, анализу индикаторов и показателей, методики их фиксации.

Несколько примеров индикаторов для иллюстрации детализации вопроса. Из раздела «Вторичная профилактика ишемической болезни сердца (ИБС)» – индикатор: пациенты в возрасте 79 лет и более с ИБС, фиксация АД в течение 12 месяцев, показатель 140/90 и менее. Цель – 40–77%. Или из раздела «Инсульт и STIA» – индикатор: пациенты, перенесшие инсульт с прививкой от гриппа в период с 1 августа 2019 г. по 31 марта 2020 г. Цель – 55–95%. Всего таких индикаторов 379. 

Другой очень «модный» у нас документ, часто применяемый в режиме «слышал звон…» – это, конечно, Accreditation Standards for Hospitals (JCI).  

В США минздравов нет, и приказы они не издают, но есть некоторые параметры и принципы, вне которых существование медицинских учреждений там невозможно. Все регулирование, например, в системе стандартов JCI, формулируется в терминах пациенториентированность, безопасность пациентов, непрерывность ухода, права пациентов и семьи, оценка пациентов, обучение пациентов, идентификация пациентов, управление лекарственным обеспечением, управление информацией, управление объектами и т.д. 

Наверное, можно привести примеры и других документов. 

При работающем регуляторе, типа FDA, и профессиональном сообществе, как BMA или GPC, ни у кого не возникает вопросов о правомерности применения или неприменения тех или иных лекарств, материалов, оборудования, методик, количестве комнат, процедурных и прочее. Следует ли вменять кому-то «эбонитовый наконечник», тазомер или две ставки уролога в отделении неврологии, если система позиционируется в терминах безопасности, качества, результата, управления процессами? Видимо, нет, так как такая система оптимально решает такие вопросы самостоятельно, подразумевая под этим лишь средство. Когда же система существует вне целеполагания, вне понятий о безопасности, процессе и результате, то любой тазомер или ростомер, он же очередной онкоцентр, ФАП и прочее, может стать предметом регулирования. 

За неимением иной цели целью становится тазомер! 

Цели же любого регулирования в современном контексте пациенториентированной стратегии медицинской практики с различными вариациями укладываются в 7 пунктов, каждый из которых преследует решение задачи безопасности и достижения положения контролируемого риска, а именно: идентификация, эффективные и непрерывные коммуникации, безопасность лекарственного применения, безопасность в сфере обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, внутрибольничные инфекции, внутрибольничные падения и травматизм, материально-техническая безопасность. 

Все вышеперечисленное и каждое в отдельности является: а) сводом принципов; б) процессом и вытекающими из него процедурами; в) финальным формализованным инструментом. 

Регулирование не формализующее и даже не называющее цель, ее не достигает, а сводит процесс к имитации, провоцируя сумбур и все виды злоупотреблений.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 6

Vilensky Len
Ну как же нету цели? Манипулирование для получения взятки.
Амерханов Борис Борисович
"Не навреди", или primum non nocere (дословно: «прежде всего — не навреди») — старейший принцип медицинской этики, обычно приписываемый Гиппократу. (из Вики) Все остальные "инструкции" придумали те, кто в силу разных "причин" и "обстоятельств" не могут по другому. Если все "наставления и инструкции" собрать вместе, то получится : 1. Стой там, иди сюда. 2. Иди туда, не знаю куда, приниси то, не знаю чего, затем, не знаю зачем.
Суханов Сергей
К сожалению, западенский опыт плохо применим в наших условиях. Вот в США, к примеру, все институты власти (в т.ч. и в сфере здравоохранения) изначально формировались "с низов" и постепенно, в результате длительной эволюции, всё дошло до FDA и ныне существующей (абсолютно несовершенной, но работающей!) страховой системы. У нас же- постоянный героизм! То коммунизм строим, то страховую медицину. Времени на подумать, поставить цели и выработать оптимальный путь их достижения просто нет.
Шепотько Александр Иванович
ОТВЕТ ВСЕМ:Растерянность населения и медицинского сообщества в здравоохранении в отсутствии системы управления."Слово управление есть",а на самом деле, кроме слов,ни одно принимаемое решение на местах .в регионах ,не РЕШАЮТСЯ. ПРИЧИНА извращенный непрофессионализм чиновников -управленцев, подготовки и подбора медицинских кадров и" наличие усечённых стандартов лечения",стимулирующих дальнейший рост заболеваемости населения" больное население брошено на выживаемость,ситуация: как будто "лечать",а население непрерывно болеет,..... ждут ,очередное осложнение, обострение болезни др.органов. .Здравоохранение не направлено на слова "доступность,качество лечения".Давно чиновников не интересует здоровье населения.... ,кроме личного и получения денег,Пути профилактики размыты а реального снижение колличества больных,и выполнения законодательства РФ на бумаге ,не соответствуют качеству выполнения "регинальных повторно оплаченных из бюджета программам"."Полная неготовность регионов выполнения социальных конституционных гарантий ,кроме частной...... ,т.н.системе ОМС" и, недоступность для многих,а что говорить о приобретении ,по доступным ценам, рекомендуемых лекарств в частных аптеках....???
Шепотько Александр Иванович
Каких руководителей не хватает российскому здравоохранению? В статье нет Главных рекомендаций:Кто такой главный врач ЛПУ.ОТВЕТ: ГВ ЛПУ-заложник нарушения законодательства,в условиях экономического и финансового голода в системе ОМС, неуправляемого роста больных, отсутствия системы профилактики и государственного ограничения качества медицинских услуг."Первичное амбулаторное звено стало частной лавочкой этапом частного фармбизнеса, недоступного для 60% больных.
Шепотько Александр Иванович
Общественный Совет МАИТЗ,Самара заинтересован в эффективном здравоохранении РФ.Спасём "НОВУЮ систему здравоохранения",спасём население РФ.Самара
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.