Гайдар Гайдаров: врачи должны иметь возможность обучаться с отрывом от производства

11.04.2022
08:25
В конце января в Национальной медицинской палате сообщили, что планируют инициировать дискуссию с участием Минздрава о качестве подготовки будущих медработников, в том числе обсудить возвращение интернатуры. «МВ» поговорил с одним из авторов этой инициативы. Главный врач факультетских клиник Иркутского государственного медуниверситета (ИГМУ), зав. кафедрой общественного здоровья, председатель региональной Ассоциации медицинских и фармацевтических работников профессор Гайдар Гайдаров рассказал о проблемах качества преподавания, эффективности дистанционного обучения, об уровне практической подготовки молодых специалистов и их отношении к возврату интернатуры и субординатуры.

— Можно ли сказать, что общество, в том числе профсообщество, устраивает современная система медобразования?

— Я представляю систему медицинского образования, поэтому ответ будет не вполне объективным. Наверное, в целом устраивает, но хотелось бы внести некоторые коррективы.

Сейчас системе образования очень мешает дистант. Понятно, что ситуация вынужденная. Но, по-моему, сложившийся за время пандемии опыт показал, что дистанционному обучению нет места в медицинских вузах. Возможно, для технических, классических и других университетов оно подходит. Но программа медицинского образования очень насыщенная, сложная, сочетает теоретические и практические навыки. Овладеть ими дистанционно невозможно.

Много вопросов и к системе последипломного образования. Наверное, правильно все-таки снова ввести субординатуру и интернатуру, потому что институт наставничества и стажерства законодательно сегодня не закреплен. А соответственно не определен порядок приема молодых специалистов, в номенклатуре должностей отсутствует должность врач–стажер. У главных врачей нет обязанности экономически мотивировать более опытного специалиста работать врачом-наставником. На мой взгляд, доплаты за наставничество должны быть определены приказом, а выделенные на это средства — целевыми. Когда будет обязательность, наставничество сможет развиваться.

— Как может выглядеть интернатура с учетом современных технологий?

— Интернатура должна сочетать как теоретическую, так и практическую подготовку, по типу стажировки на рабочем месте. Раньше была хорошая форма, которая называлась «больничная интернатура». Региональный Минздрав определял перечень медорганизаций, на базе которых такая интернатура могла реализовываться. Главный врач назначал врачу-интерну наставника, которому устанавливал дополнительную оплату за руководство производственной практикой студентов.

Сегодня больничную интернатуру можно развернуть и на базе поликлиник, чтобы молодой врач-интерн сидел на приеме рядом с опытным коллегой. Вчерашние выпускники признают, что им не хватает практики в первый год работы с пациентами, страшно принимать решения. По сути, после аккредитации мы их просто бросаем, не даем возможности адаптироваться.

Мы опросили выпускников лечебного и педиатрического факультетов нашего вуза, которые за последние пять лет сразу после первичной аккредитации пошли работать в первичное звено участковыми врачами, а также главврачей больниц, куда они пришли. Все признают, что молодые врачи ведут себя, как слепые котята, показывая волнение и недостаточные знания.

Социологическое исследование проблем профессиональной адаптации выпускников медицинских вузов проводилось на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ в декабре 2021—феврале 2022 года. Были опрошены 253 выпускника вуза по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия», работавшие участковыми врачами сразу после прохождения первичной аккредитации в 2017—2021 годах, а также их непосредственные руководители — 85 заведующих терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, представившие информацию о профессиональных характеристиках 239 начинающих участковых врачах.

— Что еще показало исследование?

— Чуть больше половины (50,6%) опрошенных выпускников совмещали работу с обучением в ординатуре и планируют уйти из первичного звена в «узкую» специальность. Лишь 7,1% респондентов имели исходное стремление работать участковыми врачами. Удерживает на этой должности чаще всего «получение дополнительных баллов для поступления в ординатуру» (18,6%) и «потребность в финансовых средствах» (17,4%).

Две трети (66,4%) опрошенных заявили, что их объем необходимых клинических знаний и практических навыков недостаточный. Почти столько же (65,2%) указывают на отсутствие эффективных мер по профессиональной адаптации в поликлинике (кураторы, наставники). Лишь в 27,2% случаев молодые специалисты вели прием пациентов совместно с опытным врачом. Более 88% выполняли вызовы пациентов на дом полностью самостоятельно, испытывая при этом недостаток опыта и навыков работы. Только 19 респондентов из 100 сообщили про сниженную нагрузку в первые месяцы работы.

В опросе зав. отделениями поликлиник средняя оценка профессиональных характеристик начинающих участковых врачей выглядит так: теоретическая подготовка — 4,4 балла, практическая подготовка — 3,8 балла, умение реализовывать полученные в вузе знания на практике — 4,1 балла. Самые высокие оценки получили «соблюдение принципов этики и деонтологии в отношении пациентов», а также «умение работать в коллективе» — 4,7 и 4,9 балла соответственно. Больше половины опрошенных руководителей поддерживают оплачиваемую опеку старшего врача-куратора и считают ее обязательной для молодого специалиста. Трое из четырех (76,5%) считают необходимым введение в штатное расписание поликлиник должности врача-стажера.

Ключевым был вопрос, как начинающие врачи и их руководители относятся к существующей системе подготовки. Лишь 5,5% опрошенных молодых специалистов и 5,9% зав. отделениями считают ее полностью соответствующей потребностям российского здравоохранения.

Обе группы респондентов отдают существенное предпочтение варианту подготовки участковых врачей на отдельном терапевтическом потоке курса длительностью 3—6 месяцев по типу субординатуры. За это высказались 52,2% вчерашних выпускников и 45,9% зав. отделениями.

Субординатура, применявшаяся ранее в отечественной системе подготовки врачей, предполагала деление студентов выпускного курса на потоки, на каждом из которых углубленно изучалась выбранная группа специальностей с регламентированным объемом практических занятий.

Еще 18,6% участковых врачей и 21,2% зав. отделениями выступают за возврат интернатуры. Считают существующую систему правильной, но рекомендуют увеличить объем практической работы, особенно на старших курсах, 19,4% начинающих врачей и 18,8% руководителей. Меньше всего популярно предложение об обязательном прохождении ординатуры при подготовке врачей даже первичного звена. Его поддерживают только 4,3 и 3,5% респондентов соответственно.

Двух лет подготовки в ординатуре достаточно, чтобы считать врача полностью состоявшимся?

— Зависит от специальности, по направлениям терапевтического или диагностического профиля вполне. Общую хирургию за два года тоже можно освоить, но на подготовку по пластической, сердечно-сосудистой или нейрохирургии времени нужно больше. Несколько лет назад Минздрав анонсировал модульный принцип обучения в ординатуре, занимающий по продолжительности до пяти лет. Считаю, что именно он должен применяться для сложных направлений.

— По прогнозам Минздрава, число обучающихся в мед– и фармвузах по программам специалитета достигнет к 2024 году 396 тыс. Когда удастся закрыть кадровый вопрос в здравоохранении?

— Увеличение количества учащихся — это неплохо. Но укомплектованность медорганизаций врачами зависит не только от их притока, но и от оттока. Пока в системе здравоохранения много врачей пенсионного возраста.

Студентам же важно прививать любовь к профессии с первых курсов, формировать приверженность к выбранному направлению деятельности. Сегодня велик отток выпускников из медицины из-за разочарования. А это уже не только проблема образования — к сожалению, в стране снижен престиж медицинских профессий, а в СМИ рисуется не всегда самый лучший образ врача.

Конечно, важны и условия трудоустройства. Нужны достойные зарплаты в первичном звене: не 40—50, а 100—120 тыс. руб. Чтобы врач вел один участок, а не два-три, как часто бывает, а численность прикрепленного населения была приемлемой. Все это задача глав субъектов, мэров. В нашем регионе губернатор создал медицинский совет, где рассматриваются все вопросы, связанные с кадрами. В мою бытность министром в Иркутской области проводилась ярмарка вакансий для выпускников, где мэры конкурировали за молодых специалистов: кто выплатит больше подъемных. Важно также спрашивать с главных врачей за обеспеченность учреждения кадрами.

Есть идеи, как сделать постдипломное образование более эффективным, не вызвав недовольства у медработников? Можно ли бороться с некачественным обучением без монополизации сферы образовательных услуг?

— Все опять упирается в обеспеченность кадрами. Врачи должны иметь возможность обучаться с отрывом от производства. Но у нас во многих ЦРБ один «узкий» специалист на всю больницу, который даже в отпуск уйти полноценно не может, не говоря уже про обучение.

По второму вопросу мое мнение, что ординатура может быть только в государственных образовательных учреждениях. Если это называется монополизацией, то она должна быть. Учреждение, подконтрольное государству, отвечает за результаты своей работы. Сегодня много автономных некоммерческих организаций, где обучают и сантехников, и электриков, и врачей. Учеба там исключительно дистанционная. Можно ли качественно повысить квалификацию дистанционно? По отдельным направлениям — да, например, по экспертизе качества медпомощи или экспертизе временной нетрудоспособности, организации здравоохранения, эпидемиологии. Но повышать квалификацию анестезиологов и хирургов дистанционно нельзя.

Мы видим, что врачи, прошедшие профессиональную переподготовку в таких структурах, не могут пройти первичную специализированную аккредитацию. Они честно признаются, что их там никто и не учил: заплатили деньги и получили диплом.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.