Клиники уходят в облака

17.02.2017
00:00
В прошедшем году на рынке частной медицины в России основными были две тенденции. С одной стороны, обороты у клиник росли (рост замедлился, но продолжается), как и пациентопоток в целом — руководители крупных клиник предварительно оценивают годовой рост по рынку в 10%. С другой, многим, в первую очередь несетевым, клиникам приходится нелегко. Операционные расходы драматически выросли с курсом доллара. Техника, ее обслуживание, расходные материалы — все это подскочило в цене в 2015-2016 годах вплоть до 200%. Пациенты со своей стороны стали более чувствительными к ценам на медицинские услуги и требовательны к их качеству.  Конкуренция на рынке обострилась.

Клиники, понимая, что рост цен на услуги возможен в весьма ограниченных рамках (условную индексацию могли себе позволить только клиники-«монополисты»), начали разрабатывать новые антикризисные стратегии и искать способы сокращения издержек и удержания пациентов. IT-решения играют в этом деле не последнюю роль.

Первым делом клиники пытаются понять, где они теряют пациентов. И два наиболее слабых места тут — форма для оставления контактов на сайте и звонок регистратору. В первом случае человек, испытывающий проблемы со здоровьем, чувствует неопределенность, не понимая, когда ему перезвонят (плохо-то ему сейчас) и перезвонят ли вообще. А регистратор — дополнительное звено на пути пациента в клинику, это само по себе создает риски (в России огромный недостаток не только хороших врачей, но и администраторов-регистраторов). Осознав это (и подсмотрев за конкурентами), многие клиники решили внедрить онлайн-запись на сайте. Эта услуга стала куда более востребованной за прошедший год.

Впрочем, сервисы для работы с пациентами и поддержания их лояльности интересуют, как правило, уже достаточно зрелые клиники, которые хотят повысить качество оказываемой помощи. У тех, кто только открывается, обычно много куда более насущных первичных проблем. По некоторым экспертным оценкам, только у каждой пятой клиники на сайте есть онлайн-запись.

Слабое распространение онлайн-записи — прямое следствие использования коробочных МИСов, которые не могут в режиме реального времени обновлять на сайте клиники информацию о свободных слотах в расписании врачей. Многие, понимая важность этой услуги, именно из-за нее переходят на облачные решения.

Главное преимущество облачных решений — возможность для клиники иметь платформу, на которой можно удобно и быстро обмениваться медицинскими данными с другими игроками рынка. Например, получать результаты анализов от лабораторий напрямую в карту пациента — это не только быстрее и удобнее для самого пациента, но и снижает количество возможных ошибок. Проще становится обмен данными со страховыми компаниями по поводу выплат и многие другие процессы. Создание подобной экосистемы для небольших частных клиник возможно только благодаря облачным решениям. 

Теперь даже небольшая клиника в регионе может позволить себе полноценный набор необходимых сервисов, внедрив облачное решение по подписке. Помимо принципиально другого уровня затрат, это еще и проще с технической точки зрения: как правило, развернуть систему у себя можно в день покупки. Не понравилось — легко отключиться. 

Многих беспокоит вопрос безопасности хранения данных в облаке. Как правило, он решается раздельным хранением медицинской информации и личных данных пациентов. В облаке находятся данные о диагнозе, назначенном лечении и т.д. Врач, зайдя в систему из дома, может видеть электронную карту пациента, его возраст и пол, но не имя или контактные данные. И только залогинившись из клиники, он получает доступ к личным данным пациентов — они хранятся локально, в самом медицинском учреждении. Таким образом решается вопрос безопасности данных пациентов, их утечка просто невозможна.

Есть, однако, на этом пути и подводные камни. Сегодня рынок SaaS-решений в России растет, многие поставщики демпингуют, чтобы за счет низкой цены набрать клиентскую базу. Такой подход к ценообразованию, как правило, не сочетается с рабочей бизнес-моделью, а значит, влечет риски для клиник, поскольку демпингующая компания может закрыться в любой момент. Такие истории уже происходили и не раз. Сегодня сделать свой облачный стартап может любой студент-старшекурсник, возможно, поэтому новые компании появляются и исчезают регулярно. Вот почему, выбирая поставщика облачного сервиса, смотреть стоит в первую очередь на его репутацию и стабильность бизнеса, а уже потом на цену.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.