От зондов до телемедицины

17.11.2020
06:00
В августе, пока другие организации ставили на паузу запуск новых проектов и урезали расходы на развитие, компания «ФармМедПолис» открыла первый в республике медицинский промышленный парк и обрела постоянную прописку в павильонах «Kazan Expo». Корреспондент «МВ» побывал в кластере и пообщался с генеральным директором организации Альбертом Гайфуллиным.

depositphotos_62442943_s-2019.jpg (33 KB)

Готовились к гриппу, а случился COVID-19

– Компания была создана при поддержке правительства Татарстана в 2018 году для развития национальной медицинской промышленности, коммерциализации новых технологий. Но мало кто думал, что ситуация в экономике так изменится в 2020 году и у здравоохранения возникнут абсолютно новые потребности, на которые необходимо будет реагировать с такой срочностью. Как коронакризис отразился на вас?

– Жизнь, конечно, внесла коррективы, но, как ни странно, с COVID-19 они не связаны. Изначально мы планировали работать в первую очередь в фармотрасли, стать единым окном для фармкомпаний, развить компетенции, профессиональные сервисы. Но, как показала практика, фармкомпании – это в основном крупный бизнес, имеющий внушительные ресурсы, и, прежде чем мы сможем их чем-то удивить, пройдет, наверное, 5–7 лет. А мы сейчас должны платить людям зарплату и не можем все время существовать за счет инвестиционных займов, поэтому решили сместить акценты в сторону медицинских изделий.

– И это оказалось своевременно с учетом пандемии?

– Она послужила для нас серьезным импульсом. Сегодня в структуре «ФармМедПолис РТ» несколько собственных медицинских производств. Начали с выпуска медицинских масок, затем зондов для забора проб для диагностики вирусных и бактериальных заболеваний. Медизделия разработаны совместно с ведущим вузом Татарстана с нуля. Проект стартовал год назад с фокусом на грипп, но тут пришел COVID-19.

Объем исследований в лабораториях вырос, при этом много жалоб поступало на ложноположительные результаты тестов. Как нам пояснили японские эксперты, которых мы привлекали в качестве консультантов, это может быть связано в том числе с несоблюдением техники забора материала и использованием некачественного зонда.

Медицинский зонд должен быть достаточно мягким на конце и не причинять боль пациенту, при этом материал не должен «впитывать» весь мазок, чтобы не влиять на точность диагностики. Лучшими считаются изделия из Италии и США, которые забирают не менее 80% среды и практически столько же отдают. У китайских аналогов этот показатель не достигает и 30%.

Технология производства нейлоновых нитей без использования клея позволила нам создать гипоаллергенный материал для наконечника зонда. Мягкие и эластичные ворсинки позволяют бережно провести забор биоматериала, не повреждая слизистую носоглотки и ротоглотки.

Мы отправляли образцы на испытания в ведущую японскую независимую лабораторию, где подтвердили, что наш зонд достигает показателя эффективности взятия не менее 80%. В России успешно закончены клинические исследования, получен сертификат соответствия, подана заявка на регистрацию в Росздравнадзор.

Ставка на импортозамещение и экспорт

– Из чего делаете зонды? Сырьевая база после развала СССР разрушена.

– Перед нами стояла задача не зависеть от иностранного сырья. Мы смогли этого добиться, синтезировав собственное, оно производится практически полностью из российских компонентов.

– Раз продукт инновационный, его стоимость будет выше, чем у обычного зонда. А значит, выиграть аукцион медорганизации на поставку сложнее.

– Действительно, это принципиальный вопрос, который нам задают потенциальные покупатели. Примерная розничная стоимость нашего зонда составляет не два рубля, как китайского, а 20. Возможно, государственные медорганизации и не смогут закупать их. Но мы ориентированы на частные центры, на Европу и США. Наша продукция предназначена для всех, кто заинтересован в пациент-ориентированном подходе и комфорте пациента.

Сейчас готовим документы для подачи заявки на сертификат CE (европейский сертификат соответствия). Пока проект реализуется в формате контрактного производства. Если все получится, как планируем, то средства с первых контрактов вложим в строительство собственного производственного комплекса. Следующий этап – педиатрический, урогенитальные зонды.

Запустили производство средств индивидуальной защиты LANNER: защитные халаты, комбинезоны, бахилы, акушерские комплекты, комплекты инфекциониста, респираторы высокого класса защиты FFP2 и FFP3, это огромный дефицит сейчас. По ускоренной регистрации были получены регистрационные удостоверения на всю линейку продукции от Росздравнадзора.

За здоровьем – в медицинский парк

– В августе вы открыли медицинский промышленный парк. Какие условия концессионного соглашения предложили власти Татарстана?

– Нам предоставляют павильон, построенный под чемпионат World Skills-2019, площадью 36 тыс. кв. м на 15 лет. В обмен мы должны оказать населению медицинские услуги с произведенным оборудованием, с использованием новых средств диагностики и технологий, вложить 150 млн рублей собственных средств и привлечь 8 млрд рублей сторонних инвестиций. Создать более 200 рабочих мест и обеспечить 100%-ное заполнение площадей. Условия жесткие, так что когда право заключения контракта выставили на торги, желающих, помимо нас, не нашлось.

Первым резидентом медпарка стала российско-японская компания «Эвотэк-Мирай Геномикс» (ЕMG) с ее наборами для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 в биологическом материале методом изотермической амплификации в режиме реального времени. Получено регистрационное удостоверение Росздравнадзора. В планах полностью локализовать производство в течение года.

Второй резидент – лаборатория «КЭБМИ», аккредитованная Росздравнадзором для проверки эффективности, качества и безопасности медизделий. Подписан меморандум о создании производства томографов на нашей площадке с MinFound Меdical System, сейчас просчитывается экономика проекта и степень локализации. Идут переговоры с представителями других стран, например, по системе видеонаблюдения за биологическими показателями человека от австрийской компании.

Четвертое направление, которое мы развиваем, – дистрибуция медизделий, собственных и других производителей.

Кроме того, мы выиграли госконтракт на модернизацию информационных систем здравоохранения Татарстана. Планируем войти в рынок телемедицинских сервисов.

– В то время как другие компании предпочитают проявлять осторожность и затянуть пояса, вы рискуете и запускаете новые проекты...

– Кризис – время возможностей. Главное, их увидеть. Инвесторы высоко оценивают наш потенциал и готовы вкладывать средства. Практически все, что мы заработаем в этом году – порядка 30 млн рублей, – я думаю, вложим в собственное развитие.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.