Программа госгарантий стала отчетливей отражать пациентоориентированные направления развития отрасли

03.07.2017
00:00
«Какие медицинские услуги я могу получить по полису ОМС?» - это один из наиболее распространенных вопросов в адрес страховых медорганизаций и территориальных фондов ОМС. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на текущий год претерпела ряд существенных изменений. О нововведениях порталу Medvestnik.ru рассказала начальник Управления организации ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук. 

- Светлана Георгиевна, как изменилась программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2017 году? И в чем суть этих изменений?

- Программа с этого года стала отчетливей отражать пациентоориентированные направления развития отрасли. Теперь территориальная программа госгарантий обязательно должна включать требования к системе защиты прав граждан при получении медицинской помощи. 

Еще одно нововведение касается системы оплаты медицинской помощи. Способы оплаты медпомощи – это инструмент, оказывающий существенное влияние на целый ряд характеристик системы здравоохранения. Поэтому к ним всегда приковано особе внимание. Минздравом России и ФОМС в постоянном режиме отслеживаются результаты эффективности применения способов оплаты медицинской помощи в рамках ОМС. Программа госгарантий с этого года дополнена новым способом оплаты медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Речь идет об оплате за прерванный, в том числе сверхкороткий, случай оказания медицинской помощи при проведении диагностических исследований, переводе пациента в другую больницу, преждевременной выписке пациента при его письменном отказе от дальнейшего лечения, летальном исходе, оказании услуг диализа. Раньше такие случаи часто становились предметом споров между медиками и страховщиками. Теперь эта сфера нормативно урегулирована.

Кроме того, конкретизированы критерии доступности и качества медицинской помощи. Исключен ряд статистических показателей общественного здоровья, дублирующих целевые индикаторы государственной программы «Развитие здравоохранения».

Мы продолжаем уделять повышенное внимание профилактическому направлению: базовый объемный норматив амбулаторных посещений с профилактическими целями увеличен на 16,7% к показателю 2016 года. В то же время дополнительно оптимизированы объемы специализированной медицинской помощи, так как заболеваемость такими нозологиями, как туберкулез или сифилис, психические расстройства, за последние 5 лет существенно сократилась: туберкулез – более чем на 20%, венерологические заболевания - почти на 40%, психические расстройства – на 15%. Эти болезни – зона ответственности региональных бюджетов, и  приведенный пример реструктуризации нормативов объемов медицинской помощи внутри подушевого норматива финансирования демонстрирует наше желание сократить нагрузку на бюджеты субъектов.  

И еще, впервые программа государственных гарантий дополнена положением, разрешающим установление нормативов объемов медицинской помощи в территориальных программах на уровне ниже базовых, при подтверждении корреляции их с соответствующими показателями заболеваемости и смертности в регионе. 

- Изменилось ли финансирование государственной программы оказания бесплатной медицинской помощи в части ОМС? 

- Подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в расчете на 1 застрахованное лицо в 2017 году составляет 8958,2 рубля. Это почти на 6% больше подушевого норматива 2016 года. Запланированные федеральным законом о бюджете ФОМС размеры этого норматива на 2018 и 2019 годы – 9281,9 и 9559,4 рубля соответственно.

При этом средние нормативы финансовых затрат по видам и условиям оказания медицинской помощи также проиндексированы на 4% по сравнению с 2016 годом с учетом прогноза социально-экономического развития. 

- И в связи с разговором о программе государственных гарантий, возникает вопрос: все-таки когда же появится простой и понятный перечень тех услуг, получение которых в поликлиниках и больницах нам гарантировано на бесплатной основе? 

- В следующем году будет 20 лет, как правительством утверждается Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на очередной календарный год, которая является правовым механизмом реализации конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь. Субъекты РФ ежегодно принимают и реализуют свои территориальные программы, объемные и финансовые показатели которых не могут быть ниже федеральных. Один из разделов этих программ включает Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно. В этот перечень входят практически все заболевания и даже «симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям». А диагностируются и лечатся эти болезни и состояния при помощи медицинских услуг, номенклатура которых утверждена отдельным приказом Минздрава России, имеющим нормативную силу. Это несколько тысяч позиций.

Так как вы представляете себе этот «простой и понятный перечень бесплатных услуг»? Как его формализовать? Что это: перечень заболеваний или номенклатура медицинских услуг? Но оба этих перечня существуют уже много лет. Они в открытом доступе. За отказ в предоставлении информации даже установлена административная ответственность медицинских работников. К сожалению, это не стало решением проблемы. Мы по-другому взглянули на эту задачу: пациенту не нужен это перечень, ему просто надо быть уверенным, что он по полису ОМС сможет получить необходимую качественную медицинскую помощь в полном объеме.

Когда вы попадаете в дорожно-транспортное происшествие, вы же не ищете Правила дорожного движения, Уголовный кодекс или КоАП? Вы вызываете ГИБДД, того, кто знает, что делать в данной ситуации. Вот поэтому мы и создали новый механизм защиты прав застрахованных – институт страховых представителей. Если невозможно попасть к врачу-специалисту, если за УЗИ или анализы требуют денег, – следует набрать номер страховой компании, который указан на каждом полисе. Дать разъяснения, помочь решить вопрос поможет страховой представитель. По сути, каждый застрахованный получает своего персонального омбудсмена. Прошел всего год с начала реализации этого проекта, а мы уже имеет ощутимые результаты его эффективности. Более 90% проблем застрахованных по ОМС решаются при первом обращении в контакт-центры. При этом число обращений граждан РФ на горячие линии страховщиков по вопросам обязательного медицинского страхования выросло более чем на 20% в первом квартале текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого. Есть увеличение показателей и по диспансеризации: за первый квартал 2016 года такой профилактический осмотр прошли 3,9 млн человек, а за аналогичный период 2017-го - уже 4,5  млн.

Так что застрахованному гражданину не нужен многостраничный список бесплатных медицинских услуг, ему нужно добавить в адресную книгу телефона номер своей страховой организации.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.