Скорая помощь в жанре non-fiction. Интервью с фельдшером после литературного дебюта

09.04.2021
11:49
Фото: из личного архива Марии Ким
Мария Ким работает фельдшером и получает высшее медицинское образование. Всего в 21 год она вошла в длинный список влиятельной литературной премии «Национальный бестселлер» с дебютным произведением «Мой телефон – 03». В книге будущий врач делится реальным опытом работы в службе скорой помощи от первого лица. «МВ» поговорил с автором о ее любимых писателях, книгах, литературных планах и медицине.

О призвании

– Кто вы в первую очередь ‒ врач или писатель?

– На данном этапе я в первую очередь врач. Писателем я оказалась процентов на 40, наверное, случайно. Возможно, это соотношение в будущем изменится, как уже менялось раньше: когда-то давно я хотела быть только писателем, потом только врачом. Оказалось, человек слишком многогранен для одной специальности.

Я не вижу причин, почему эти две личности должны конфликтовать. Для меня литература ‒ способ справиться с эмоциями, которые возникают на работе, и проанализировать их, справиться с психологической нагрузкой, которую несет профессия врача.

Главное отличие врача и писателя, возможно, в том, что первый обязан соблюдать медицинскую тайну, а второй ‒ раскрывать все карты перед читателем. Но анонимизация легко достигается подменой личных данных персонажей или изменением части их характеристик.

– Как началась карьера писателя?

Я состояла в литературном кружке начинающих самарских авторов, на любительском уровне увлекалась прозой, поэзией, периодически пыталась это опубликовать с переменным успехом. В прошлом году в Самарской области состоялся литературный фестиваль им. Михаила Онищенко, на который я подалась с несколькими рассказами из цикла «Записки фельдшера». Они внезапно привлекли внимание Андрея Геласимова, он и предложил мне издать книгу.

Андрей Геласимов – современный русский писатель, лауреат премии «Национальный бестселлер» 2009 года за роман «Степные боги». С 2018 года доцент Литературного института им. А.М. Горького. Автор романов «Фокс Малдер похож на свинью», «Жажда», «Год обмана», «Рахиль», «Нежный возраст», «Степные боги», «Дом на Озерной», «Кольцо Белого Волка», «Холод», «Десять историй о любви», «Роза ветров» и «Чистый кайф». Последние произведения Геласимова опубликованы в издательстве «Городец», там же тиражом в 1 тыс. экземпляров вышла и книга Марии Ким «Мой телефон – 03»

– Как коллеги отреагировали на «Мой телефон – 03»? Была ли критика или предостережения от руководства?

– Материал книги скорее не компрометирующий, а провокативный. У некоторых коллег, которые узнали в героях себя, возникли негативные впечатления, некоторые, наоборот, были рады, что их в какой-то степени увековечили. Скажем так, отзывы были смешанные. В принципе я ожидала такой оценки. От руководства я до сих пор не приняла никаких сигналов, надеюсь, их и не будет.

У меня не было морализаторской идеи, что я напишу сейчас про «разумное, доброе, вечное», это вдруг прочитает Минздрав и все станет лучше или что это вдруг прочитают будущие врачи и станут хорошими специалистами. Просто писала, потому что хотела, чтобы кто-то еще узнал, как я воспринимаю этот мир.

«В свободное от первой и второй работы время, а подрабатывает она, торгуя на рынке, Айна ходит по домам и ставит хроникам за отдельную плату капельницы. Клиентов она набирает на скорой. Системы у Айны стоят дорого, но родственники на услугу соглашаются, Айна умеет продать. За совет и человеческое отношение родственники подсовывают ей в карман купюру, я отворачиваюсь. С фельдшерами Айна никогда не делится». (Отрывок из книги «Мой телефон – 03»)

depositphotos_357838898_s-2019.jpg (129 KB)

– Литературу, как и медицину, нельзя назвать прибыльной профессией. Что именно привлекает молодых людей в этих сферах?

– Мне кажется, это в первую очередь социальная миссия и социальный авторитет. Когда ты представляешься как врач или писатель, твой социальный рейтинг сразу вырастает. Если ты представляешь какую-то другую профессию, к которой тоже нужно относиться с уважением, скажем, менеджер по продажам, при тебе уже не будет «ореола интеллигента». Этот «ореол», который окружает и врачей, и писателей, наверное, в первую очередь притянул и меня и тех, кто захотел этим заняться.

«Машину трясет на разбитом асфальте, мимо проносятся многоэтажки, на переходе — красный, носилки скрипят, бледные потные пальцы вцепились в брезент. Спит или без сознания? Считаю пульс, сбиваюсь, трясу за плечо. Нам не подчиняются ни жизнь, ни смерть, а мы вынуждены принимать решения, которые могут спасти, могут убить, но чаще оставляют все как есть».

О литературе

– Судя по рейтингам продаж, в последние годы на первый план выходят произведения non-fiction. Принадлежит ли ваша книга к этому жанру и с чем вы связываете популярность литературы без вымысла?

– Мне кажется, это нормально и такая тенденция сохранится. Нон-фикшн ‒ это не обязательно гайд по карьерному росту, это в первую очередь личный опыт автора, который гарантирует, что коэффициент доверия будет относительно высоким. Если, например, человек, совершенно не владеющий литературными приемами, начнет писать о собственном интересном опыте, о том, как он работал сварщиком на Крайнем Севере например, эту книгу купят. Всем интересно, как происходят вещи где-то там, где они не могут быть. Мне кажется, именно в этом причина популярности жанра нон-фикшн, к которому отношу и свое произведение.

Про реальный опыт можно написать красиво и талантливо, не прилагая особых усилий. То, что ты пережил самостоятельно, изложишь более красочно, исходя просто из персональных особенностей эмоциональной окраски этих событий.

«У каждого горя свой запах. Старость пахнет мочой, нафталином и пылью. Болезнь — остывающей землей и гнилыми яблоками, нищета — фанерной трухой и дешевым стиральным порошком, безысходность — водочным перегаром и просроченной килькой. От меня пахнет мочой, нафталином, антисептиком, потом и разогретой обшивкой сидений «газели». Болезнью, старостью, безысходностью и километрами городских улиц. Я — фельдшер скорой помощи. Я знаю, что от жизни до смерти всего несколько шагов. Что покой бывает двух видов: приемный и вечный».

– Какие авторы сформировали вас как писателя и читателя?

‒ На этот вопрос ответить сложно, потому что я, скажем так, меломан в художественной литературе. Не могу назвать ни жанра, ни автора, которые особенно сильно на меня повлияли: их было много и они сменялись.

Если говорить о медицине, то это, конечно, Михаил Булгаков ‒ «Записки юного врача». У меня та же структура, та же идея, с которой списывался «Мой телефон ‒ 03»: мемуары молодого специалиста на новом месте работы. Я восхищена Булгаковым как мастером языка, он у него очень легкий и в то же время глубокий. Меня восхищает его умение вплетать медицинские знания в канву текста так, что этого не замечает никто, кроме медика.

Если говорить о произведениях, которые помогли сформировать структуру сюжета, то это книга Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». В ней меня зацепил романтизм, с которым автор подходит к описанию патологии, и многогранность взгляда на больного человека, которую я тоже хотела и, надеюсь, смогла перенести в свой текст. Ну и, наверное, «Не навреди» Генри Марша. Я не нашла в самом тексте каких-то поразивших меня литературных приемов, но меня привлекла честность и самокритичность автора, хочется видеть ее и в своем тексте.

– Планируете продолжить писать о медицине?

‒ Думаю, продолжу работать в жанре нон-фикшн. Пока нет идеи для продолжения или следующих проектов. Но полагаю, это тоже будет какой-то медицинский опыт, потому что в принципе о болезнях и больном человеке можно говорить очень долго и в этой теме хорошо разбирается читатель. Я думаю, что это хорошее начало и отличная тема для продолжения, нужно рассказать не только о том, что происходит в машине скорой помощи, но и в стационаре, и т.д.

«Недомогание бабушке обезболили, кеторола хватит на полчаса, потом надо выпить еще таблетку или сходить уже в поликлинику, где терапевт пропишет подходящее лечение. До аптеки она не дойдет, до поликлиники тоже. Я больше не увижу ее, скорее всего, а мне порой не хватает знаний о том, что происходит с пациентами после того, как мы их покидаем. За год их объезжено столько, что мой мозг думает — после они просто перестают существовать».

depositphotos_360372032_s-2019.jpg (96 KB)

– Как издать книгу в 21 год?

– Нужно в первую очередь сформировать какой-то бизнес-план, как и с любой затеей. Определиться, для кого мы пишем и кто у нас это купит, как бы это прагматично ни звучало. Если говорить о моем опыте, то 2021 год отметился тем, что мы все разбираемся с последствиями пандемии, всем вдруг стало интересно знать про здоровье и про тех, кто за него отвечает, поэтому продажи и интерес к медицинской литературе взлетели. Наверное, просто удачно совпало, что я именно в этот момент появилась с законченным произведением. Мне кажется, что стоит писать именно нон-фикшн или опираться на собственный опыт в художественной литературе. Пережитое ‒ самый ценный ресурс, который есть у автора.

О медицине

– По данным профсоюзных организаций, дефицит кадров в скорой помощи в некоторых регионах достигает 50%. Действительно ли это такая большая проблема?

– Дефицит кадров на месте работы я могу подтвердить. Это даже не дефицит, а текучка, потому что людей не удовлетворяют условия работы и они уходят. Проекты, которые существуют, видимо, плохо работают, я имею в виду подъемные и целевые выплаты. У меня нет ответа, что с этим делать, могу только констатировать проблему.

– Главный специалист Минздрава по скорой помощи Сергей Багненко говорил о грядущей «фельдшеризации» СМП: по его мнению, 20% врачебных выездных бригад вполне достаточно. Исходя из вашего опыта, насколько необходим врач во время вызова?

– Фельдшеризация «скорой» уже давно произошла. На моей станции на линии всего три врача, не в смене, а в штате. Все остальные бригады укомплектованы фельдшерами, за исключением интенсивной терапии и педиатрической. Мне кажется, это правильная тенденция. Перспективной представляется «австрийская модель», при которой врача скорой помощи и фельдшера не существует в принципе, есть сотрудник МЧС, обученный навыкам парамедика, и есть реаниматолог, обученный работе на догоспитальном этапе. В случае возникновения ЧС с пациентами, которым нужна помощь на догоспитальном этапе, на место происшествия выезжает реаниматолог со своим оборудованием, а сотрудники МЧС помогают ему на месте как анестезисты.

– Насколько часты случаи агрессивного поведения пациентов во время вызовов и как медработнику защититься от этого?

‒ Я неоднократно была свидетелем такой агрессии. Не думаю, что эту проблему можно искоренить законодательной или социальной работой, потому что больной человек в принципе психически уязвим, он переживает за себя или близких и склонен к аффективным поступкам.

Разрешение конфликтов зависит в первую очередь от умения врача взять ситуацию в свои руки. Для этого необходимы действительно грамотные и полезные курсы по общению с пациентами. Я не знаю, как избежать таких случаев, нужно в первую очередь понимать, что любой вызов «скорой» может представлять опасность для бригады медиков.

Первую главу книги Марии «Мой телефон – 03» можно бесплатно прочитать на сайте издателя.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.