Владислав Кучма: дистанционное образование будет иметь последствия
Заложники «удаленки»
– Изучается ли влияние локдауна и дистанционного образования на здоровье школьников? Каковы предполагаемые результаты?
– В прошлом году в разгар пандемии коронавируса мы провели онлайн-опрос 29,7 тыс. школьников с 5 по 11 классы. Его результаты подтвердили наши опасения. В период самоизоляции значительно увеличилось влияние неблагоприятных факторов: продолжительность «школьных учебных занятий» выросла на 30%, выполнения домашних заданий – на 60%, работы с гаджетами – на 47%.
При этом 77% респондентов отмечали, что работали с электронными устройствами, оборудованными экранами, 4 и больше часов в день. Из них 34% – семь и более часов.
Критический уровень «общения» с гаджетами для школьника в современных условиях – 4 часа в сутки!
Избыточная нагрузка на зрительный анализатор выявлялась у каждого третьего ребенка. Примерно 4% опрошенных предъявляли жалобы, позволяющие предположить наличие у них запястного синдрома, связанного с перенапряжением кистей рук при работе с мышью, с клавиатурой, что характерно для людей, профессионально использующих персональные компьютеры. При этом о сокращении продолжительности прогулок сообщили 68% опрошенных.
Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и дистанционного обучения сказалась на психосоматическом состоянии школьников. У 84% отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня. Это депрессивные проявления (42%), астенические состояния (42%), обсессивно-фобические состояния (37%), гиперкинетические реакции (29%), синдром головных болей (27%), нарушения сна (56%).
Каждый пятый школьник (21%) указал, что самоизоляция невыносима. Лишь 13% сообщили, что адаптировались к этим условиям.
Мы располагаем данными аналогичных опросов учащихся до пандемии и их сравнение показало, что ситуация ухудшилась практически по всем показателям, характеризующим состояние детей в период изоляции и дистанционного обучения. В связи с этим прогнозируем рост случаев миопии у обучающихся, а также массовую (до 30%) диагностику компьютерного зрительного синдрома.
Педиатры, школьные медики должны быть готовы к диагностике и профилактике карпально-туннельного синдрома. Практически все специалисты сходятся во мнении, что в последующем мы увидим увеличение частоты проявлений нервно-психического неблагополучия, в том числе рост уровня агрессии, депрессивных проявлений, кибербуллинга.
Опасная цифровизация
– Как вы оцениваете пилотные проекты электронной школы, которые внедряются в Москве и ряде регионов?
– Думаю, это естественный процесс развития системы образования. Другое дело — темпы, скорость и используемые при этом средства, подтверждение их безопасности для физического и психического здоровья детей. Сказать, что те технологии, которые использует электронная школа, безопасны и безвредны для здоровья ребенка, мы не можем: таких исследований не проводилось.
Данные, которые мы имеем по физиолого-гигиенической оценке цифровых технологий, скажем так, узконаправленны и не позволяют дать комплексную оценку и разработать систему гигиенической безопасности цифровой образовательной среды.
Применительно к электронным учебникам почему-то бытует мнение, что можно отсканировать обычный учебник и предъявлять это как учебный материал. Считается, что любой учитель может для себя и детей готовить электронные образовательные материалы. Такая точка зрения ошибочна. Выпуск электронного образовательного контента также требует консультаций гигиенистов, использования соответствующих гигиенических регламентов их подготовки.
В ходе опроса школьников в период изоляции и дистанционного обучения мы увидели, что основное средство, которым пользуются дети, это смартфон. Но он абсолютно не приспособлен для этих целей, на нем невозможно представить учебную информацию в нормальном виде, без вреда зрительному анализатору ребенка. Мы не стоим на позиции: давайте все запретим. Но говорим, что необходимо совместно выработать регламенты использования электронных средств обучения, цифрового образовательного контента с целью минимизировать риски здоровью обучающихся.
Данные, которыми сегодня располагают медики, свидетельствуют о негативном влиянии цифровой школы на состояние здоровья детей и необходимости проведения специальных исследований и оценки.
– Изучалось ли влияние негативного интернет-контента на детей?
– Больше всего исследований — о формировании интернет-зависимости. В Европе ее распространенность у детей и подростков составляет около 8%, в азиатских странах еще выше. В России – от 3 до 15%. Как правило, ей подвержены дети, у которых уже есть какие-то проблемы: семейные, психологические. Увы, иногда сами родители поощряют чрезмерную увлеченность детей интернетом, не видя в этом ничего предосудительного и угрожающего здоровью.
В России сейчас родители озабочены суицидальными группами, в которые могут вовлечь детей, а в мире – доступом к порносайтам, сайтам, провоцирующим агрессию, вовлекающим в компьютерные игры. Многие специалисты отмечают негативное влияние чрезмерной вовлеченности в интернет-пространство на психосоциальное и физическое благополучие детей, подростков и молодежи. Это должно учитываться при формировании учебных программ.
Наука в помощь
– Какие научные исследования в сфере школьной медицины и охраны здоровья детей и подростков ведет Сеченовский университет?
– За последнее время аспиранты нашей кафедры выполнили две очень интересные работы. Первая связана с обоснованием гигиенических требований к шрифтовому оформлению учебных материалов, текстов, предъявляемых на электронных устройствах. Установлено, что функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной системы (ЦНС), когнитивные функции, читаемость текстов и самочувствие школьников зависят от шрифта. Чем он крупнее, тем выше степень усвоения материала. Установлено также, что применение планшета в сравнении ноутбуком повышает устойчивость школьников к развитию утомления, способствует лучшей концентрации внимания и усвоению информации.
Субъективная оценка подростками чтения с электронных устройств также показала преимущество использования планшетов перед ноутбуками. Результаты исследования позволили разработать гигиенические требования к шрифтовому оформлению учебных электронных изданий для основного и среднего общего образования, предъявляемых на экранах ноутбука и планшета. Гигиенические регламенты зависят от класса и возраста ребенка и включают такие показатели, как объем текста единовременного прочтения в количестве знаков, группа и размер шрифта, длина строки в миллиметрах. Эти рекомендации вошли в последний СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VII), введенный с 1 марта 2021 года.
Второе исследование – гигиеническая оценка условий и технологий обучения в медицинском предуниверсарии, подготовительном отделении для старшеклассников, которые готовятся поступать в наш университет. Мы показали, что даже повышенные учебные нагрузки (38–40 часов в неделю), особенности расписания и технологии обучения, приближенные к вузовским, адекватны функциональным возможностям организма школьников. Симуляторы и фантомные технологии, применяемые на этапе профильной подготовки, не оказывают отрицательного влияния на психоэмоциональное и функциональное состояние организма обучающихся, умственную работоспособность, стрессоустойчивость, и могут быть рекомендованы к использованию в медицинских классах общеобразовательных организаций.
Сейчас планируем проведение исследований по оценке адаптации выпускников Сеченовского предуниверсария к условиям обучения непосредственно в университете. Речь идет об оценке их успешности, «физиологической стоимости» обучения и состоянии здоровья в динамике.
– Какие уроки были вынесены из пандемии?
– Проведенное нами исследование также показало, что в период пандемии отсутствовало должное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей. Вывод – нужно совершенствовать регламенты дистанционного обучения, разрабатывать алгоритмы действий в аналогичных ситуациях. Тем самым мы снизим риски причинения вреда здоровью участников образовательного процесса.
Исследования, которые мы выполняли в конце 2010-х годов, показывали, что использование электронных средств обучения, гаджетов и персональных компьютеров, интенсифицирует учебную деятельность, но способствует снижению двигательной активности, сокращению времени, проводимому на открытом воздухе, времени сна.
В последние десятилетия стало больше отклонений в нервно-психической сфере, нарушений, связанных с локальным перенапряжением нервно-мышечного аппарата. Все это требует продолжения серьезных регулярных исследований, научного анализа.
Нет комментариев
Комментариев: 0