Гиперчувствительность дентина: диагноз, позволяющий улучшить взаимоотношения между стоматологом и пациентом

29.11.2021
09:42
В наши дни врачу-стоматологу недостаточно только оказывать качественную медицинскую помощь — важны также общение, доброжелательность, умение слушать и слышать. Зачастую на их основе пациент формирует отношение к доктору, оценивает его профессионализм и даже результаты лечения1. Доверительные отношения помогут врачу более полно собрать анамнез и согласовать с пациентом план лечения, добиться повышения его приверженности выполнению рекомендаций.

Садясь в кресло стоматолога, некоторые пациенты испытывают стресс, страх боли и неизвестности. Это может стать преградой в создании истинного партнерства между стоматологом и пациентом. Чтобы преодолеть этот барьер, проще начать беседу с обсуждения, казалось бы, не самой большой проблемы — гиперчувствительности зубов (ГЗ). Но только 39% стоматологов используют эту возможность2.

Проактивный подход в отношении ГЗ позволяет стоматологу проявить простой искренний интерес и эмпатию. Стоматолог, показывая, что относится серьезно даже к незначительным, по мнению пациента, симптомам, проявляет внимание, уважение и соучастие. Пациент, не опасаясь болезненных процедур лечения ГЗ, может успокоиться и рассказать о симптомах и ситуациях, когда они возникают на работе и дома. Пациент получает возможность выйти за рамки проблем полости рта. Такая коммуникация помогает установить персональную связь и создать доверительные отношения2.

Опросы стоматологов показывают, что создание и поддержание хороших отношений с пациентами повышают удовлетворенность лечением, клинические исходы и увеличивают частоту визитов пациентов2.

Для налаживания контакта особенно важны первые минуты разговора. Можно использовать такие открытые вопросы, как «играете» ли вы с пищей во рту?», «избегаете ли вы каких-либо продуктов и как вы с этим справляетесь?»

Проявите внимание к деталям, которые упоминает пациент, задавайте уточняющие вопросы. В случае с ГЗ это необходимо, так как пациенты обычно не придают большого значения этому состоянию и не обращаются с ним к стоматологу специально3,4. Подойдут вопросы открытого типа. Важно дать собеседнику выговориться и проследить историю болезни с точки зрения собеседника. Обычно врач прерывает пациента через 15—20 секунд. Возникает парадокс: человек получает приглашение поделиться своей проблемой и тут же его лишается. В следующий раз пациент будет более настороженный и закрытый, что негативно скажется на партнерских отношениях. Если доктор позволит человеку выговориться, то это улучшит принцип кооперации и пациент будет говорить по существу5.

Узнать больше

Литература:

1. Царанов К.Н., Пивень Д.В., Линденбратен А.Л., Тарбастаев А.Г. Влияние пациентоориентированности врача на вовлеченность пациента в лечение. Менеджер здравоохранения. 2018;3:6-14.
2. SermoFIT. Patient interaction survey, of 172 dentists from China, Germany, India, Turkey, United Kingdom, United States. June 8th, 2020.
3. Исследование компании GSK. Better understanding the less bothered persona. US. 2020.
4. Davari A, Ataei E, Assarzadeh H. Dentin hypersensitivity: Etiology, diagnosis and treatment. A literature review. J Dent. 2013;14:136-45.
5. Волкова Е.А., Ежова Ю.М., Варшавер Н.В. Эмпатия как один из факторов успешной врачебной деятельности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016;48:70-6.
Материал предназначен для медицинских и фармацевтических работников.
АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер». РФ, 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, помещение III, комната 9, эт 6.
Тел. +7 (495) 777-98-50. Товарный знак принадлежит или используется Группой Компаний «ГлаксоСмитКляйн».
PM-RU-SENO-21-00099

Материал партнера: «ГлаксоСмитКляйн Хелскер»

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.