Нужны ли школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой
БА — заболевание не только не простое, но и капризное. Она требует от больного длительного и тщательного соблюдения рекомендаций и назначений врача, определенного образа жизни. Поэтому важна не только самодисциплина пациента и его комплаенс, но и понимание им особенностей заболевания, возможностей его контроля и способов купирования обострений. Часто недостаточная эффективность терапии связана именно с непониманием пациентами сущности болезни, которое ведет к неправильному выполнению предписаний. Врачи часто жалуются на низкий уровень знаний пациентов о заболевании, на отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарственными средствами. Результат этой некомпетентности — учащающиеся обострения, госпитализации, вызовы скорой помощи, удорожание лечения и увеличение экономической нагрузки на систему здравоохранения.
Серьезность заболевания, снижение качества жизни, возникновение ситуаций, угрожающих жизни пациента, могут создавать серьезное эмоциональное напряжение, подрывающее силы пациентов и их родственников. Они теряют веру в успех терапии и начинают игнорировать назначения врача. Поэтому все более актуальной становится не столько необходимость информирования детей и взрослых с БА, о заболевании, сколько их обучение знаниям, необходимым для его самостоятельного «ведения», выхода из кризов и изменения образа жизни. Залог успешного лечения — совместная работа врача и пациента.
Конечно же, врачи, курирующие этих пациентов, стараются объяснять, как им себя вести в той или иной ситуации. Но время, отведенное на прием, ограничено. Поэтому одним из путей повышения эффективности лечения БА может стать использование таких форм обучения, как школа здоровья, или астма-школа. Основным предназначением таких специализированных программ должно быть обучение пациентов самоконтролю, управлению своим заболеванием. А главной целью — повышение эффективности терапии. Пациенты становятся более уверенными в себе и, соответственно, более стрессоустойчивыми.
Наталья Ненашева, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой аллергологии и иммунологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО): «В свое время в нашей стране существовали и активно развивались школы бронхиальной астмы. Но, к великому сожалению, сейчас очень немного мест, где они сохранились. У нас нет никакой законодательной базы для их работы. В регионах врачи-энтузиасты, работающие в оставшихся школах, как правило, не получают зарплат — это сугубо их общественная инициатива. Насколько я помню, на базе НМИЦ здоровья детей и УДКБ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова ранее функционировали «школы бронхиальной астмы», где образовательная работа среди пациентов с БА (их родителей) проводилась врачами аллергологами, пульмонологами. Это очень важно. Но этого мало. В регионах школы БА — большая редкость».
В России, в свое время признанной ВОЗ лидером профилактической медицины, накоплен огромный опыт санитарно-просветительской работы, среди направлений которой — школы здоровья для пациентов с хроническими заболеваниями. Многим врачам хорошо знакома практика школ сахарного диабета, позволившая большому числу пациентов успешно контролировать свою болезнь. Это стало возможным, потому что в стране были приняты унифицированные правила и специальные образовательные программы, закрепленные в действующем законодательстве (в рамках реализации федеральной программы «Сахарный диабет» в тесном сотрудничестве с Европейским бюро ВОЗ). Как показали исследования, самоконтроль, которому школа обучает маленьких пациентов, не только снижает число осложнений, но и уменьшает длительность повторной госпитализации на 34,6% (9,7 дня). Экономический эффект, приходящийся на одного ребенка только от снижения этого параметра за счет осуществления постоянного качественного самоконтроля за состоянием ребенка с СД, в 2010 году составил 16 110,36 руб.2
Организация подобных школ и по другим нозологиям принесет существенный социальный и экономический эффект.