Александр Саверский: для улучшения лекобеспечения нужны уголовные дела с реальными сроками
Согласно данным опроса ОНФ, более 70% льготников испытывают сложности с получением лекарств в аптеках. В то же время в Росздравнадзоре считают стабильной ситуацию с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан и наличием необходимых препаратов в регионах.
«Данные ОНФ близки к цифрам, которые мы получили по результатам опроса полгода назад, - говорит Александр Саверский. - Картина совсем не такая радужная, какой представляется правительству и Минздраву. Наш опрос офлайн (700 человек) и онлайн (500 человек) показал: 60% офлайн аудитории имеют трудности с лекарственным обеспечением, среди виртуальных участников опроса цифра составила 76%. Для 70% респондентов сложно получить и реализовать уже имеющийся рецепт. То есть на каждом шагу имеются барьеры, и это в сфере, где государство хотя бы что-то гарантирует. А ведь есть еще серое поле, о котором мы говорим, но государство не хочет слышать, - это лекарства, которые есть в стандартах оказания бесплатной первичной медико-санитарной помощи. Таким образом, проблема намного шире, чем даже те нарушения, которые фиксируются».
Александр Саверский обращает внимание на то, что разница в данных имеет место не только в опросах: «В марте Генеральная прокуратура впервые представила справку о количестве нарушений в сфере лекарственного обеспечения за 2016 год – их 15 тысяч. Росздравнадзор за то же время находит 4,5 тысячи нарушений. Прокуратура оказывается эффективнее в четыре раза».
Возмущение эксперта вызывают участившиеся случаи судебных разбирательств, когда прокуратуре и суду приходится отстаивать право пациентов на лекарство: «Так было на днях в Белгородской области. Когда читаешь такие сообщения, становится страшно. То, что пациенту надо получать лекарство через суд, это, мягко говоря, беспредел и цинизм. Власти судятся со своими гражданами, чтобы не дать им лекарства, то есть приходят в суд, чтобы объяснить, почему они его не дадут. Идет война между субъектами Федерации и их пациентами. Прокуратура почему-то идет в суд, а не возбуждает уголовное дело. Непредоставление человеку жизненно важного препарата - это грубое нарушение его прав. Согласно ст. 293 Уголовного кодекса РФ бездействие должностного лица, нарушающего в грубой форме права граждан, - уголовно наказуемое деяние. Если это еще повлекло смерть, то наказание может достигать 10 лет заключения. По белгородскому делу должно быть возбуждено уголовное дело. Почему этого не происходит? Пока не будет реальных уголовных дел с реальными сроками для чиновников, из-за которых пациенты не получают лекарства, мы эту машину не сдвинем».
Самый распространенный аргумент, приводимый региональными властями при отказе в лекарстве, отсутствие средств в бюджете. Александр Саверский считает это неправовым доводом. «Меняйте законодательство – отменяйте права граждан», - говорит он. И утверждает: «Деньги есть, и могу объяснить, где они лежат. Например, можете себе представить: 16 заместителей у главного врача – кто эти люди? Это не безумие? Или цены на лекарства, отличающиеся у разных регионов в 40 раз! Или почему численность немедицинского персонала в больнице в два раза превышает численность медицинского? В Удмуртии, например, в одной больнице из 537 человек персонала только 130 - медицинские работники, а в другой больнице из 2500 только 1200 медицинские работники. А остальные 1300 - кто такие?»
Консолидированные расходы государства на здравоохранение - 3,2 трлн рублей, отмечает эксперт. На зарплаты врачей - 500 млрд, для остального медицинского персонала – еще 700 млрд, на лекарства – 240 млрд. Итого 1,5 трлн идут на основную деятельность в здравоохранении, а как расходуются остальные 1,7 трлн рублей, непонятно.
По словам Александра Саверского, некоторые шаги по изменению ситуации предпринимаются. Так, с учетом высказанных на проходившем в мае V всероссийском конгрессе «Право на лекарство» предложений, касающихся бесплатного лекарственного обеспечения, были подготовлены поправки в федеральный закон №323. «Они предусматривают погружение права на лекарства в конституционное право на бесплатную медицинскую помощь, - пояснил президент Лиги защитников пациентов. - У нас почему-то правовое регулирование медицинской помощи действует отдельно от правового регулирования лекарственного обеспечения. А это в современном мире вещи совершенно неразрывные. Поэтому поправки в законодательство были подготовлены и внесены первым заместителем председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Федотом Тумусовым. Согласно регламенту Госдумы документ должен получить положительное заключение в правительстве. Мы очень надеемся, что Минздрав и правительство примут поправки благосклонно. По расчетам директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елены Максимкиной, стоимость этого удовольствия может составить дополнительно 300 млрд рублей. Но с учетом тех сумм, которые есть в здравоохранении, думаю, найти их не такая уж большая проблема. Тут у нас есть взаимопонимание, которое, надеюсь, превратится в форму права».
Нет комментариев
Комментариев: 0