Большинство студентов медвузов высказались за увеличение объема производственной практики
Подавляющее большинство студентов профильных вузов и выпускников разных лет (74%) поддерживают увеличение часов производственной практики в программе обучения, в том числе с привлечением опытных наставников-кураторов. Из них 39% предлагали расширить объем практики, 27% — увеличить часы практики в стационаре, 8% — в поликлиническом звене.
Срез мнений учащихся представлен в исследовании «Анализ мнения студентов и выпускников о реализации программ специалитета в медицинских вузах», его результаты опубликованы на сайте Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ). Почти половина респондентов (45%) считают, что лекционный материал должен занимать 25—49% от общего объема программы. Еще 17% полагают, что лекции должны занимать 50—74% времени, остальные 38% ответили, что лекции должны составлять менее 25% времени обучения.
Свыше трети опрошенных (227 респондентов) высказались за перераспределение дисциплин первых трех лет обучения, в основном в пользу сокращения предметов социально-гуманитарного и общеобразовательного блока. В данном контексте чаще всего упоминалась философия (147 упоминаний), социология (127), химия и биология (115).
При этом отмечается потребность в изменении подходов к преподаванию фундаментальных дисциплин, таких как анатомия, физиология, патологическая анатомия. Респонденты считают, что некоторые частные вопросы данного блока следует перенести на более старшие курсы и в большем объеме изучать в рамках клинических дисциплин. По мнению выпускников, это позволит «разгрузить младшие курсы для более детального изучения базовых процессов жизнедеятельности организма» и «облегчит восприятие сложных механизмов заболеваний на старших курсах».
Подавляющее большинство респондентов (84,8%) также высказались за введение в образовательную программу отдельной дисциплины, нацеленной на формирование коммуникативных навыков, включая занятия по формированию мягких навыков (этика, позиционирование врача, развитие личного бренда), основ научной и предпринимательской деятельности.
Опрос проводился методом анонимного анкетирования в период с 1 октября по 1 декабря 2022 года среди студентов, обучающихся по программам специалитета, и выпускников различных медицинских вузов. Общая выборка — 660 респондентов. Из них 417 студентов, 160 врачей-специалистов, 83 — другие категории выпускников (преподаватели, аспиранты и пр.). Распределение выпускников и обучающихся по специальностям: «Лечебное дело» (84,2%), «Медико-профилактическое дело» (7,7%), «Педиатрия» (5,6%), «Стоматология» (1,8%), «Медицинская кибернетика» (0,5%), «Медицинская биохимия» (0,2%). Анкета содержала вопросы о компонентах и распределении часов образовательной программы, желаемом объеме практической подготовки и лекционного курса, формате проведения практических занятий и лекций, а также о необходимости формирования мягких навыков, таких как коммуникативная компетентность. |
Студентов и выпускников также попросили оценить готовность к самостоятельной практической деятельности после обучения на специалитете по 10-балльной шкале. Выпускники 1980—2000 годов оценили свою готовность в среднем на 6,88 балла, выпускники 2001—2010 годов — на 5,96 балла, 2011—2022 годов — на 5,35 балла.
Президент Владимир Путин 4 августа подписал поправки в Федеральный закон № 323 о порядке допуска к работе врачей-стажеров. Разрешить занимать такие должности планируется молодым специалистам, которые проучились в ординатуре больше года при условии, что их работу будут курировать врачи-наставники. Планируется, что специалисты с опытом начнут получать за это стимулирующие надбавки к зарплате. О том, как это отразится на нагрузке и зарплате медиков, «МВ» разбирался здесь.
Нет комментариев
Комментариев: 0