Цель как средство: что мешает увеличить приток в медицину молодых специалистов

Эксклюзив
18.10.2024
17:41
В попытке решить вопрос дефицита врачебных кадров Минздрав и курирующие социальный блок чиновники изыскивают новые способы привлечения и удержания специалистов в «проблемных» регионах. Для этого в 2025 году планируется снова нарастить количество бюджетных мест в медицинских вузах и привлекать врачей на работу вахтовым методом, а с этого года абитуриенты-целевики начали заключать договоры с последующей отработкой в любом регионе России. Помогут ли эти механизмы увеличить приток в отрасль молодых специалистов, разбирался «Медицинский вестник».
Фото: sechenov.ru

Спрос обгоняет предложение

В России растет спрос на целевое обучение по врачебным специальностям – в 2024 году квота впервые выбрана на 89%. В общем число заявок от абитуриентов на все специальности на 34% превышает количество предложений от работодателей, сообщила на Восточном экономическом форуме вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.

На программы высшего медицинского и фармацевтического образования в рамках приемной кампании-2024 в 49 вузов Минздрава было зачислено более 35 тыс. человек, конкурс на медспециальности остается стабильно высоким, рассказал министр здравоохранения Михаил Мурашко в начале сентября. Больше всего претендентов на поступление в этом году — 35 человек на место — было в Первом Санкт-Петербургском госмедуниверситете им. акад. И.П. Павлова. На втором и третьем местах по популярности Северо-Западный госмедуниверситет им. И.И. Мечникова (29) и Казанский госмедуниверситет (24).

Для сравнения: в 2023 году по программам специалитета в подведомственные Минздраву вузы на первый курс было зачислено 33 тыс. абитуриентов, из них на целевые места — больше 24 тыс. На целевое обучение в ординатуре было подано в этом году 19 тыс. заявлений — почти на 20% больше, чем размещено таких предложений от заказчиков-работодателей на цифровой платформе «Работа России». Несмотря на это, с начала августа медвузы, даже самые крупные, традиционно были вынуждены продлевать сроки приема в ординатуру, причем даже на внебюджетные места.

«Вторую волну» приема эксперты связывают с низким конкурсом на некоторые специальности, из-за чего учебные заведения вынуждены передавать незаполненные целевые места в общий конкурс.

В 2024 году целевые квоты в ординатуре были сокращены по специальностям «Детская хирургия», «Судебно-психиатрическая экспертиза», «Аллергология-иммунология», «Токсикология», «Психотерапия», «Ревматология», «Общая врачебная практика», «Колопроктология» и «Нейрохирургия». Полностью целевым остается обучение по акушерству и гинекологии, детской кардиологии, педиатрии, терапии, анестезиологии и реаниматологии, онкологии, хирургии и эндоскопии.

По словам министра образования и науки Валерия Фалькова, «целевых» выпускников не устраивают низкие зарплаты. Нередко студенты готовы брать кредиты, чтобы не заключать таких договоров.

Каждый пятый родитель считает условия договоров на целевое обучение слишком жесткими, показал опрос SuperJob. В то же время 62% респондентов считают, что такая опция дает шанс получить высшее образование и гарантии трудоустройства по специальности.

Несообщающиеся сосуды

Приемную кампанию-2024 дополнительно усложнили принятые в прошлом году поправки в закон «Об образовании», обязывающие заказчиков целевого обучения использовать платформу «Работа России» в качестве агрегатора заявок работодателей и абитуриентов. Уверенности, что новый механизм положительно повлияет на ситуацию с обеспеченностью медицинскими кадрами, у экспертов нет.

«Он, как выяснилось, не без недостатков. Работодатели оказались отрезаны от процесса подбора студентов», — пояснил «МВ» основатель telegram-канала «Наука и университеты» Евгений Белый. Кроме того, многие поступающие в ординатуру не хотят связывать себя обязательствами целевого договора, который делает молодого специалиста зависимым от работодателя на несколько лет, а предпочитают оплачивать обучение. Наибольшие сложности с набором студентов на целевые места в ординатуре испытывал ряд региональных вузов. При этом в мегаполисах желающих поступить на целевые места с избытком, констатировал Белый.

Основатель telegram-канала Ordinatura.org Владислав Ледовский говорит, что система стала более справедливой и открытой для поступающих, но заложенный в ней порядок приема непонятен и для абитуриентов, и для заказчиков целевого обучения (медорганизаций), и для образовательных организаций. Не всегда даже представители приемной комиссии вузов могли адекватно ответить на вопросы о поступлении, что еще сильнее путало потенциальных целевиков.

«Порядок приема прописан недостаточно четко. Из-за этого целевые места не заполняются и переходят в чистый бюджет или вовсе сгорают. Минимум несколько абитуриентов сообщили, что не могли связаться с заказчиками или не получали ответы на свои вопросы. В итоге один поехал в другой регион для заключения договора, а другому так и не удалось подписать целевой договор. Это очень негативная ситуация для всех сторон, так как абитуриент в итоге не поступает и теряет год, заказчик лишается потенциального работника, а вуз — обучающегося и финансирование», — отметил Ледовский.

По его словам, очевидно, что механизмы отбора заявок с помощью «Работы России» нуждаются в совершенствовании. В подтверждение он привел еще один негативный пример, когда абитуриент не смог подписать целевой контракт удаленно с помощью цифровой подписи — от него потребовали приехать в отдаленный регион. Кроме того, по словам эксперта, пока не ясно, как решается проблема с большим количеством заявлений на предложения о целевом обучении из наиболее востребованных регионов. Очевидно, что все абитуриенты не смогут поступить от «популярного» заказчика. В это время другие предложения остаются невостребованными.

«То есть по сути участники процесса целевого обучения действуют вслепую. Плюс поступающие могут не знать, что такие места в образовательной организации не заполнились, а та не обязана сообщать об этом и проводить «вторую волну» целевого приема. В итоге целевые места передавали в чистый бюджет, но и с их заполнением наблюдались проблемы», — пояснил Ледовский.

Неясные перспективы

В последние три года контрольные цифры целевого набора по программам ординатуры в медицинских и фармвузах выросли, но показатель зачисленных по целевым договорам не показывает значимой положительной динамики, говорила в феврале замминистра здравоохранения Татьяна Семенова. В 2023 году на 16,1 тыс. целевых мест в ординатуру в вузы Минздрава было зачислено 8,5 тыс. молодых врачей. Для сравнения: в 2022 году было выделено 14,9 тыс. мест, из них заполнены 8 тыс.

При этом в прошлом году уклонился от обязательной отработки по целевому договору каждый третий окончивший ординатуру. Схожая статистика по завершавшим обучение в медвузах по программам специалитета: из 8899 получивших дипломы о высшем образовании не выполнили обязательства 3466 человек.

«Основная причина отказов молодых специалистов от отработки после вуза – разочарование в выбранной профессии, – считает сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. – Хотя здравоохранение задыхается от дефицита кадров, медработники работают в условиях повышенных нагрузок, их заработная плата не соответствует сложности труда. Соответственно, меняются приоритеты и люди принимают решение сменить поле деятельности, город и даже регион. Кто-то может уходить в платную медицину. Ничего удивительного в этом нет при отсутствии единой отраслевой системы оплаты труда, которая гарантировала бы достойные зарплаты».

Правительство в 2025 году вновь увеличит количество бюджетных мест в медвузах и колледжах. Кроме того, планируется разработать для каждого региона планы мероприятий по сокращению дефицита медицинских кадров на 2025–2030 годы.

В прошлом году профильным ведомствам и властям субъектов давались аналогичные поручения. За последние три года контрольные цифры приема в рамках специалитета по медицинским и фармацевтическим специальностям выросли на 3%, по программам ординатуры — на 13%.

Всего, по данным Минздрава, в России сегодня больше 840 тыс. человек готовятся связать свою жизнь с медициной. По оценкам, которые приводил Мурашко в мае, на решение кадровой проблемы в отрасли потребуется не менее пяти-шести лет при условии 100%-ного привлечения обучающихся по целевым направлениям.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Кривошеин Алексей Валерьевич
«Основная причина отказов молодых специалистов от отработки после вуза – разочарование в выбранной профессии, – считает сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.
Нужна политическая воля у руководства страны, Минздрава и Минобразования чтобы хватило духу изменить хотя бы самое необходимое:
1. Пересмотреть ФЗ 323 и упразднить периодическую аккредитацию. Достаточно диплома и курсов раз в пять лет. Очень унизительно безосновательно в течение всей жизни каждые 5 лет подтверждать свою профессиональную компетентность. Если и оставить аккредитацию, то значительно упростить, убрать никому ненужный отчет о своей деятельности, возложить подтверждение диплома и стажа работы на работодателя, освободить от этой волокиты медработников. Многие медработники со стажем, или достигнув пенсионного возраста просто уходят из-за необходимости аккредитации, хотя могли бы еще послужить.
2. Разрешить профпереподготовку на любую специальность при наличии любой ординатуры /интернатуры, как это было раньше (Отменить приказ 707н от 2015г и 206н от 2023). Переобучение через ординатуру многие не тянут.
3. Вернуть интернатуру. Это даст прирост узких специалистов. Ординатура пусть будет при необходимости более глубокого изучения профессии.
4. Проанализировать и пересмотреть юридическую практику в отношении медработников. Не применять статьи из УК РФ статьи по непреднамеренному убийству или потери здоровью при оказании помощи в отношении врачей и медработников, если не было прямого умысла в этом. Нельзя так капать за оказание помощи.
5. Изменить функции ФОМС. Убрать из функции фомс контроль качества оказания помощи. Таким образом будет исключена финансовая заинтересованность и коррупционная составляющая фомс в назначении штрафов. Пусть этим занимается кто угодно, но не фомс. И вообще это лишнее бюрократическое звено.
6. Дать возможность клинически мыслить в соответствии с теми условиями, в которых работает врач. Не требуйте исполнить клинические рекомендации и стандарты, они не исполнимы в условиях нашей огромной и неоднородной системы здрпвоохранения при таком недофинансировании и кадровом дефиците.
7. Зарплата должна быть высокой, деньги в стране есть. Молодые специалисты в настоящее время более раскрепощенные (извините, оговорка по Фрейду) и мобильные, чем предыдущие поколения. Поэтому спокойно уходят в смм менеджеры, фотографы и продавцы и т.п.
Много чего еще необходимо изменить, но хотя бы это надо сделать в первую очередь. Иначе ничего хорошего не будет...
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.