Врачи раскритиковали ДЗМ за включение кагоцела в рекомендации по лечению коронавируса
Общественная организация, учредителем и президентом которой является генеральный директор клиники «Рассвет» Алексей Парамонов, просит Минздрав, Росздравнадзор и ФАС инициировать проверку фактов нарушения авторами указанного пособия законодательства России. Основная претензия – составители рекомендаций дают указания врачам применять не прошедшие клинических испытаний лекарственные препараты и нарушают принципы медицинской этики.
Учебно-методическое пособие «Новая коронавирусная инфекция: этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика», выпущенное под эгидой правительства Москвы, доступно для скачивания на сайте Департамента здравоохранения. На первой странице указывается, что документ рекомендован экспертным советом по науке ДЗМ. В главе 7 («Профилактика») есть рекомендации применять для неспецифической профилактики коронавирусной инфекции кагоцел, анаферон, эргоферон, ингарон с указанием конкретных дозировок и продолжительности приема.
«В мире не существует доказавшей эффективность профилактической терапии коронавирусной инфекции нового типа. Препараты анаферон и эргоферон и вовсе относятся к гомеопатическим средствам, их применение в клинической медицине в принципе признано лженаучным», – ссылаются авторы письма на Меморандум № 2 о лженаучности гомеопатии Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.
По их мнению, использование этих препаратов может внушить ложную уверенность и отсрочить обращение большого числа людей к врачам. Отсюда есть риск, что у отдельных пациентов не будет вовремя распознан дебют пневмонии. Эксперты просят убрать из текста пособия упоминания указанных препаратов, рекомендовать гражданам с целью профилактики коронавирусной инфекции не приобретать в аптеках никакие лекарства, а практикующим врачам не применять иммуномодулирующие и иные препараты до публикации соответствующих рекомендаций ВОЗ.
«МВ» направил запрос в компанию «Ниармедик плюс», которой принадлежат права на кагоцел.
В ООО «НПФ «Материа медика холдинг» (ММХ) подтвердили, что действие производимых компанией эргоферона и анаферона не изучалось при COVID-19, равно как и большинства лекарственных противовирусных средств в России и за рубежом. Но эти препараты не относятся к гомеопатическим и прошли все необходимые исследования – доклинические, клинические и пострегистрационные и зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством в качестве лекарственных препаратов, отметили в компании.
В ММХ считают, что рекомендация разработчиков учебного пособия ДЗМ использовать эргоферон и анаферон для лечения и неспецифической профилактики гриппа (также представитель РНК-вирусов, как и коронавирус SARS-CoV-2) и ОРВИ полностью соответствует временным методическим рекомендациям Минздрава «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции»», в которых одобрено назначение лекарственных средств, оказывающих неспецифическое противовирусное действие.
В компании напомнили, что Генеральная прокуратура России провела проверку по факту публикации Меморандума № 2 и отметила, что документ не является нормативным актом, обязательным к исполнению, его положения, где изложена позиция отдельных ученых, носят рекомендательный характер. Имеется также решение Арбитражного суда Москвы от 7 августа 2018 года, в котором говорится, что меморандум не является официальной позицией РАН.
Общество специалистов доказательной медицины (ОСДМ) 22 марта разместило на своем сайте коллективный комментарий с призывом к разработчикам клинических рекомендаций, протоколов, пособий и других предписывающих документов критически относиться к гипотезам о возможной эффективности того или иного лекарственного средства.
«Часть рекомендуемых сейчас препаратов заведомо бесполезны, другие – дороги, труднодоступны или токсичны. Противовирусные лекарства вряд ли будут разработаны в ближайшие годы, как нет до сих пор ни одного эффективного лекарства от десятков циркулирующих респираторных вирусов, включая вирус гриппа и известные коронавирусы. Даже если такие лекарства будут разработаны, для лечения тяжелых клинических случаев они вряд ли будут нужны, так как ведущим фактором патогенеза вирусная инфекция в таких ситуациях уже не является», – отмечают в ОСДМ.