Доля негосударственных клиник при оказании некоторых видов ВМП в Петербурге ничтожно мала
Антимонопольная служба исследовала состояние рынка за период 2014 – I квартал 2016 г. В соответствии с Приложением 1 к Генеральному тарифному соглашению на 2015 г. и аналогичным документом на 2016 г. этот вид помощи в Санкт-Петербурге оказывали 18 медицинских учреждений. Среди них есть федеральные организации, городские, университеты и два негосударственных учреждения – больница РЖД и единственное частное предприятие «КардиоКлиника».
В 2014 году в Санкт-Петербурге в рамках территориальной программы госгарантий бесплатной медпомощи коронарную реваскуляризацию миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием сделали 5 720 пациентам, в 2015-м – 7 312 пациентам, на 2016 год было запланировано 7306 пациентов, фактический объем пока неизвестен.
Доля ЗАО «КардиоКлиника» на товарном рынке составляла в 2014 году 0,07%, а в 2015-2016 гг. – 0,16%. При этом совокупная доля негосударственных медицинских организаций, оказывающих эту услугу в Санкт-Петербурге, в 2014-2016 гг. не превысила 0,2%.
Анализ рынка ФАС провела в рамках рассмотрения жалобы ЗАО «КардиоКлиника». Компания обратилась в антимонопольный орган в начале 2016 года, считая, что действия правительства города и Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге ограничивают конкуренцию.
ФАС действительно обнаружила признаки нарушения в создании дискриминационных условий для ЗАО «КардиоКлиника» по сравнению с другими медицинскими организациями, действующими на рынке оказания медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В частности, речь идет о дискриминации при распределении объемов оказания медицинской помощи, а также установлении зависимости оплаты счетов частной медицинской организации от проведения медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи.
16 июня 2016 года Комиссия ФАС России признала правительство Санкт-Петербурга и Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования нарушившими пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (создание дискриминационных условий). В целях обеспечения конкуренции антимонопольный орган выдал городской администрации и комиссии обязательные для исполнения предписания.
Правительство Санкт-Петербурга и Комиссия ОМС города не исполнили предписания ФАС России, а оспорили решение и предписания в суде. Однако суд первой инстанции в январе 2017 года не согласился с доводами заявителей, поддержав позицию антимонопольной службы.
«ФАС России проводит целенаправленную политику по развитию конкуренции в сфере оказания медицинской помощи в рамках ОМС. Это антимонопольное дело можно считать одним из прецедентных: Комиссия ФАС России не просто предписала органам власти Санкт-Петербурга справедливо распределять объемы и оплачивать медпомощь в рамках ОМС в конкретном случае, но и разработать понятный для всех организаций механизм указанного распределения и оплаты, который базировался бы на нормах федерального законодательства и отвечал объективным условиям функционирования системы ОМС», – прокомментировал решение суда начальник Управления контроля социальной сферы и торговал Тимофей Нижегородцев.
По его мнению, это дело может сформировать необходимую практику для квалификации подобных нарушений и защиты прав добросовестных предпринимателей в сфере оказания медуслуг в системе ОМС в других регионах, а в конечном счете создаст регуляторные условия для выполнения распоряжения Правительства РФ №1738/р от 5 сентября 2015 года о региональном стандарте развития конкуренции в части увеличения доли частных медорганизаций в системе ОМС.
Нет комментариев
Комментариев: 0