ЭКМО не получит широкого применения у пациентов с пневмонией в России
Метод экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) при лечении крайне тяжелых пациентов с пневмонией, которым не помогает искусственная вентиляция легких (ИВЛ), может быть эффективным в популяции в 56–70% случаев. Это весьма неплохой показатель, если учесть, что пациенты были обречены. Однако широкого применения в России этот метод не найдет, заявил «МВ» заведующий отделом анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова, главный анестезиолог-реаниматолог МЧС России Даниил Щелухин.
По его словам, статистика по применению ЭКМО только накапливается. Общее количество таких случаев во всех европейских странах, куда согласно регистру-счетчику отнесена и Россия, приближается к 700. В России случаев подключения к аппаратам ЭКМО пациентов с коронавирусной инфекцией известно шесть, два из них закончились летальным исходом. В прежние годы при пневмониях экстракорпоральная мембранная оксигенация не применялась.
Щелухин выразил сомнение по поводу активного использования технологии в период пандемии коронавируса, поскольку она трудоемкая и затратная, отнимает достаточно большие резервы медучреждения, кадровые и финансовые. В связи с этим приоритеты в лечении будут выстраиваться по другой логике, полагает он.
«ИВЛ – более дешевый, доступный способ, хотя не всем может помочь. ЭКМО начинает применяться у пациентов, у которых газообмен с помощью ИВЛ уже невозможно исправить. В порядке эскалации терапии этот метод находится на вершине пирамиды: когда никакие другие способы не помогают, приходит его очередь. Однако будучи эффективным, ЭКМО таит в себе риски, ведь это инвазивная технология – искусственное кровообращение, с рисками кровотечений, тромбоза. Чтобы сократить эти риска, технология должна применяться на базе многопрофильных стационаров, где есть пульмонологи, анестезиологи, кардиохирурги, торакальные хирурги. Сомневаюсь, что в инфекционных больницах есть эти специалисты», – отметил Щелухин.
По словам специалиста, согласно справке Минздрава, в России 137 аппаратов ЭКМО. По оценке Российского общества специалистов ЭКМО, эта цифра может составлять 150, примерно половина из них в Москве. По данным общества, 40 клиник в стране применяют ЭКМО, 31 из них включена в соответствующий регистр.
Российские разработчики пытаются создать свой аппарат ЭКМО, однако до испытаний на человеке дело не дошло, и все такие приборы и расходные материалы к ним поставляются из-за рубежа.
«В условиях пандемии, ажиотажного спроса возникла объективная нехватка этого оборудования. Производители, в основном в Германии и США, работают прежде всего на свои потребности, отгрузки за рубеж им запрещены. Минздравы многих стран делают закупки у производителей, но они практически все выбрали в феврале-марте. Теперь производственные мощности, которые были рассчитаны на текущие годовые контракты, в том числе и для нашей страны, по распоряжению правительств этих стран законтрактованы прежде всего на свой рынок», – резюмировал Щелухин.
Нет комментариев
Комментариев: 0