Эксперт дал практические советы врачам по пользованию клинрекомендациями
При необходимости применения препаратов, которые не входят в Перечень ЖНВЛП, все назначения необходимо проводить через врачебную комиссию — врачи должны действовать, как при назначении препаратов офф-лейбл. Тогда медицинская организация не рискует столкнуться с отказом в оплате медпомощи, сообщил генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭЭКМП) Минздрава Виталий Омельяновский на итоговом вебинаре «Клинические рекомендации: объясняют эксперты», организованном Российской медицинской академией непрерывного профессионального образования (РМАНПО).
Лечение коморбидных пациентов должно учитывать приоритет основного диагноза, который был причиной госпитализации. «Все-таки больной попадает в медицинскую организацию не для того, чтобы лечить все, что у него есть. Поводом является определенная клиника. Именно по окончательному диагнозу этой медицинской организации будет оплачена медпомощь», — подчеркнул Омельяновский.
При отсутствии у медорганизации возможностей для оказания необходимой помощи пациента должны перенаправить в другое учреждение системы ОМС. При необходимости отступления от клинической рекомендации (КР): если в ней предусмотрена вариативность действий, например, выбор между рентгеном и КТ, лечащий врач может выбрать. Но решение он должен уметь мотивировать, чтобы ответить на вопросы страховой компании при проведении экспертных мероприятий.
Среди самых часто задаваемых вопросов: уровни доказательности и убедительности. КР помогают врачу аккумулировать все новые возможности, которые есть для лечения пациента. Самый низкий уровень убедительности предполагает, что использованы слабые доказательные данные, но все же они есть. «В первую очередь надо выполнять то, что доказано, а уже потом то, на что хватит денег. Но, возможно, есть какие-то процедуры, по которым недостаточно данных, но они являются признанной практикой», — сформулировал Омельяновский.
Прозвучали комментарии по поводу наличия в некоторых КР тезисов, которые противоречат инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата из Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС) и инструкции по применению. О таких ситуациях следует информировать регулятор. «Я допускаю, что человеческий фактор бывает и разработчики могут пропустить эти моменты, связанные с нестыковкой. Если вы нашли противоречия, пожалуйста, проинформируйте нас об этом. Ни одно такое письмо не останется непрочитанным, и если это правда, то будут предприняты какие-то действия. Такое может быть, хотя вся система экспертизы настроена на то, чтобы противоречий не было», — заверил директор ЦЭЭКМП.
Он также не исключил появления в обозримом будущем кратких pocket-версий КР. Правда, вопрос целесообразности пока остается открытым. Например, в части доступа к содержанию клинрекомендаций неискушенных пациентов, которые не всегда трактуют их содержание верно. Предполагается, что этот вопрос будет делегирован профессиональным ассоциациям.
«Я думаю, что это следующий этап. Мне кажется, сейчас требовать от ассоциаций такого рода документов несколько избыточно. Потому что они с трудом переваривают текущий объем работы с учетом требований, чтобы КР покрывали тот перечень случаев заболеваний, которые у нас сегодня превалируют», — пояснил Омельяновский. Нужно учитывать, что система не может стать идеальной сразу — все участники: и профессиональные организации, и врачи, и министерства — проходят путь обучения, резюмировал он.
Ранее ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова заявила о необходимости разъяснить врачам границы применения клинрекомендаций. По ее словам, прежде чем требовать от медорганизаций и врачей следовать им, надо убедиться, что есть вся необходимая диагностическая и лечебная инфраструктура, а тарифы покрывают стоимость прописанных в КР лекарств.
Мнения врачей о рисках обязательных КР «МВ» приводил здесь.
Нет комментариев
Комментариев: 0