Эксперты: закон о паллиативной помощи должен содержать нормы прямого действия
Спикер подчеркнул, что закон о паллиативной помощи должен содержать как можно больше норм прямого действия – чем больше их будет, тем лучше для граждан и для исполнительных структур в регионах, которые не станут ждать установок от правительства, а будут напрямую руководствоваться нормой закона и отвечать за его выполнение. «Планируется выделить довольно большие деньги на паллиативную помощь, увеличить финансирование. Сейчас главный нерв этой деятельности – в некоммерческом секторе. Там главное – понимание того, как и что правильно сделать. Есть риски, что деньги выделят, отправят в регионы, местные чиновники накупят какого-нибудь оборудования и отчитаются. А нам нужен качественный прорыв», – прокомментировал итоги обсуждения секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.
Участвовавший в заседании президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль заявил, что в вопросах оказания паллиативной помощи Россия отстала от других стран и на создание ее «четкой структуры» необходимо время. Он также отметил, что существующий проект закона нуждается в существенных доработках. На это ранее указывали работающие с хосписами некоммерческие организации и благотворительные фонды.
НКО обращали также внимание на разный уровень финансирования паллиативной помощи в субъектах – в настоящее время это относится к зоне ответственности региональных бюджетов. «Есть большие города, где есть деньги, а есть субъекты, где денег нет. Например, есть Республика Северная Осетия – Алания, там стоимость койки ниже, чем она должна быть по программе госгарантий, это вообще катастрофа, это недопустимо, но тем не менее это так», – рассказала об итогах заседания учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер.
Анна Федермессер считает, что в законе следует крайне осторожно подходить к вопросам оказания паллиативной помощи в частной медицине – частные клиники не должны навязывать свои услуги неизлечимым пациентам и «вытягивать лишние деньги». «Платная клиника, может быть, предлагает нам более качественный сервис, более чистые палаты и туалет, но на самом деле она все равно заинтересована в извлечении прибыли. Извлекать прибыль из умирающего человека и делать так, чтобы человек, у которого есть деньги, умер лучше и иначе – это недопустимо до того момента, пока на 100% не будет удовлетворена потребность в этой помощи за государственные деньги. Только когда все нуждающиеся будут получать ее на определенном уровне за государственные и бюджетные деньги, только тогда можно это уже внедрять в платные клиники», – считает эксперт.
На 11 февраля 2019 г. назначены большие парламентские слушания перед вторым чтением законопроекта. В них должны принять участие медицинское, научное, экспертное и деловое сообщества, общественность, представители профильных комитетов и политических фракций Госдумы. В них примут участие и представители субъектов, с которыми будет обсуждаться практическая реализация закона на местах.
«Нам важно, чтобы все понимали, какой законопроект принимается, к чему он обязывает регионы, какое будет финансирование и дальше какие шаги реализации этой программы будут во временном плане», – пояснил Вячеслав Володин. До 14 февраля определен срок предоставления поправок ко второму чтению. В третьем, окончательном, законопроект может быть принят до конца февраля».
Председатель Госдумы задал несколько важных вопросов представителям Правительства РФ. Он попросил четко определить, какое министерство будет отвечать за реализацию закона и запросить у профильных ведомств информацию о том, какие подзаконные акты будут ими разработаны, обсудить вопросы подготовки квалифицированных медицинских и научных кадров. Представителями некоммерческого сектора обсуждалась необходимость уточнения норм о психологической поддержке семей с неизлечимо больным человеком.
«Сейчас по большому счету после обнаружения неизлечимого заболевания пациент и его родные остаются один на один со своим горем. Да, проходят стандартные осмотры участкового врача, выписываются медикаменты, обезболивающие, но это сложно назвать эффективной помощью. Таким семьям нужен профессиональный психолог – даже не столько больному, сколько его родным. Сейчас, например, роль психологов выполняют сиделки, которых мы обучаем», – прокомментировал эту тему руководитель автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Социальная поддержка» Николай Кульков. Он добавил, что заниматься поддержкой тяжелобольных должны медицинские работники, прошедшие специальную подготовку. По его словам, на первых порах в медучреждениях таких людей может не хватать, поэтому больницам выгодно сотрудничать с некоммерческими организациями, патронажными центрами, специализирующимися на уходе за тяжелыми больными.
Нет комментариев
Комментариев: 0