Инструменты для оценки образовательной среды определяют качество подготовки медспециалистов

03.07.2025
09:13
...
Образовательная среда в медицинском вузе определяет качество подготовки будущих специалистов: она влияет не только на уровень знаний и навыков, но и на формирование профессиональных компетенций и мотивации студентов. Ее объективная оценка становится важной частью системы качества медицинского образования в условиях роста требований к медпомощи и необходимости соответствовать международным стандартам. 
Фото: sechenov.ru

Значение и практика оценки образовательной среды

Системная оценка образовательной среды с использованием стандартизированных инструментов позволяет решать практические задачи в медобразовании: мониторинг качества образовательного процесса, выявление проблемных зон, обоснование управленческих решений и совершенствование программ. Согласно исследованиям, студенты медвузов часто указывают на недостаточность практической подготовки, неэффективную организацию клинического обучения и проблемы во взаимодействии с преподавателями. Например, в британском исследовании 2017 года из 561 студента 67% имели проблемы с клиническими навыками, 59% — с медицинскими знаниями и 29% — с профессиональным поведением.

Во всем мире валидированные опросники для оценки образовательной среды стали стандартом мониторинга качества медобразования на разных этапах подготовки. Например, опросник DREEM применяется в различных странах, и средний балл стабильно находится в диапазоне 120—130 из 200, что соответствует «скорее позитивной, чем негативной» образовательной среде. В исследовании с участием 356 студентов из Индии анализ подшкал DREEM показал, что студенты выше оценивали собственную академическую успеваемость (20,6 из 32) и образовательную атмосферу (30,3 из 48), ниже — социальное восприятие и взаимодействие со средой (15,7 из 28).

Опросник MSLES также широко используется в США и Канаде: исследование с участием 4664 студентов из 28 медицинских школ показало, что различия в восприятии образовательной среды на 15,6% зависят от особенностей конкретного учебного заведения, а индивидуальные характеристики студентов объясняют лишь 2% вариаций.

В России системная оценка образовательной среды пока не получила широкого распространения, и международные опросники используются редко. В отечественных медицинских вузах обратная связь чаще собирается с помощью авторских анкет или разовых онлайн-опросов, как это было в исследовании 2021 года с участием более 13 тыс. студентов из 46 вузов, где изучалась удовлетворенность студентов-медиков эффективностью, актуальностью и преимуществами обучения в период пандемии COVID-19. В некоторых работах отмечается, что студенты высоко оценивают теоретическую подготовку, но выражают недовольство практической частью образования и низко оценивают уверенность в собственных клинических навыках. 

Основные инструменты  

Для системной и объективной оценки образовательной среды в медицинских вузах во всем мире используются проверенные инструменты, каждый из которых имеет свои особенности применения и целевую аудиторию. Ниже представлены основные международные опросники, которые могут быть адаптированы и применены в российских условиях.  

Инструмент

Область применения

Подшкалы

Особенности

DREEM (Dundee Ready Educational Environment Measure)

Основное образование

1. Восприятие процесса обучения

2. Восприятие роли преподавателей

3. Восприятие собственной академической успеваемости

4. Восприятие образовательной атмосферы

5. Социальное самовосприятие и взаимодействие со средой

Универсальный, валидирован в разных странах, позволяет сравнивать студентов различных курсов и специальностей (лечебное дело, стоматология, фармация)

MSLES (Medical Student Learning Environment Survey)

Основное образование

1. Восприятие преподавателей

2. Восприятие процесса обучения

3. Восприятие учебной атмосферы

4. Социальная поддержка

5. Академическая поддержка

6. Восприятие ресурсов

Охватывает широкий спектр аспектов, акцент на поддержку и ресурсы, возможно использование как при изучении фундаментальных, так и клинических предметов

CLEI (Clinical Learning Environment Inventory)

Основное образование (клинические базы)

1. Индивидуализация

2. Вовлеченность

3. Ориентация на задачи

4. Инновации

5. Удовлетворенность

6. Персонализация

Оценивает организацию, уровень поддержки и персональное отношение в клинической практике

CLES+T (Clinical Learning Environment, Supervision and Nurse Teacher)

Основное образование (клинические базы)

1. Педагогическая атмосфера

2. Взаимоотношения с наставником

3. Организация работы отделения

4. Стиль руководства

5. Роль преподавателя/наставника

Позволяет глубоко анализировать качество наставничества, организацию клинической практики и педагогическую атмосферу

CLEQS (Clinical Learning Environment Quick Survey)

Основное образование (клинические базы)

1. Личный домен

2. Социальный домен

3. Организационный домен

4. Материальный домен

Компактный, заполняется за 1,5 минуты, подходит для частой оценки обратной связи и изменений

PHEEM (Postgraduate Hospital Educational Environment Measure)

Постдипломное медицинское образование (ординатура, стажировки)

1. Восприятие автономии (самостоятельности)

2. Качество преподавания

3. Социальная поддержка

Адаптация опросника DREEM для клинической практики, позволяет выявлять сильные и слабые стороны клинической среды

Заключение

Оценка образовательной среды признана важной частью системы качества медобразования. Международный опыт показывает, что регулярное использование опросников помогает выявлять как сильные стороны, так и проблемные зоны обучения, что способствует развитию образовательных программ и росту удовлетворенности студентов. В России, где растет интерес к вопросам качества образования, внедрение системной оценки образовательной среды может стать ключевым шагом для повышения уровня подготовки медицинских кадров, объективного мониторинга изменений и формирования среды, способствующей развитию профессионализма и мотивации будущих специалистов. 

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.