Инструменты для оценки образовательной среды определяют качество подготовки медспециалистов

Значение и практика оценки образовательной среды
Системная оценка образовательной среды с использованием стандартизированных инструментов позволяет решать практические задачи в медобразовании: мониторинг качества образовательного процесса, выявление проблемных зон, обоснование управленческих решений и совершенствование программ. Согласно исследованиям, студенты медвузов часто указывают на недостаточность практической подготовки, неэффективную организацию клинического обучения и проблемы во взаимодействии с преподавателями. Например, в британском исследовании 2017 года из 561 студента 67% имели проблемы с клиническими навыками, 59% — с медицинскими знаниями и 29% — с профессиональным поведением.
Во всем мире валидированные опросники для оценки образовательной среды стали стандартом мониторинга качества медобразования на разных этапах подготовки. Например, опросник DREEM применяется в различных странах, и средний балл стабильно находится в диапазоне 120—130 из 200, что соответствует «скорее позитивной, чем негативной» образовательной среде. В исследовании с участием 356 студентов из Индии анализ подшкал DREEM показал, что студенты выше оценивали собственную академическую успеваемость (20,6 из 32) и образовательную атмосферу (30,3 из 48), ниже — социальное восприятие и взаимодействие со средой (15,7 из 28).
Опросник MSLES также широко используется в США и Канаде: исследование с участием 4664 студентов из 28 медицинских школ показало, что различия в восприятии образовательной среды на 15,6% зависят от особенностей конкретного учебного заведения, а индивидуальные характеристики студентов объясняют лишь 2% вариаций.
В России системная оценка образовательной среды пока не получила широкого распространения, и международные опросники используются редко. В отечественных медицинских вузах обратная связь чаще собирается с помощью авторских анкет или разовых онлайн-опросов, как это было в исследовании 2021 года с участием более 13 тыс. студентов из 46 вузов, где изучалась удовлетворенность студентов-медиков эффективностью, актуальностью и преимуществами обучения в период пандемии COVID-19. В некоторых работах отмечается, что студенты высоко оценивают теоретическую подготовку, но выражают недовольство практической частью образования и низко оценивают уверенность в собственных клинических навыках.
Основные инструменты
Для системной и объективной оценки образовательной среды в медицинских вузах во всем мире используются проверенные инструменты, каждый из которых имеет свои особенности применения и целевую аудиторию. Ниже представлены основные международные опросники, которые могут быть адаптированы и применены в российских условиях.
Инструмент |
Область применения |
Подшкалы |
Особенности |
DREEM (Dundee Ready Educational Environment Measure) |
Основное образование |
1. Восприятие процесса обучения 2. Восприятие роли преподавателей 3. Восприятие собственной академической успеваемости 4. Восприятие образовательной атмосферы 5. Социальное самовосприятие и взаимодействие со средой |
Универсальный, валидирован в разных странах, позволяет сравнивать студентов различных курсов и специальностей (лечебное дело, стоматология, фармация) |
MSLES (Medical Student Learning Environment Survey) |
Основное образование |
1. Восприятие преподавателей 2. Восприятие процесса обучения 3. Восприятие учебной атмосферы 4. Социальная поддержка 5. Академическая поддержка 6. Восприятие ресурсов |
Охватывает широкий спектр аспектов, акцент на поддержку и ресурсы, возможно использование как при изучении фундаментальных, так и клинических предметов |
CLEI (Clinical Learning Environment Inventory) |
Основное образование (клинические базы) |
1. Индивидуализация 2. Вовлеченность 3. Ориентация на задачи 4. Инновации 5. Удовлетворенность 6. Персонализация |
Оценивает организацию, уровень поддержки и персональное отношение в клинической практике |
CLES+T (Clinical Learning Environment, Supervision and Nurse Teacher) |
Основное образование (клинические базы) |
1. Педагогическая атмосфера 2. Взаимоотношения с наставником 3. Организация работы отделения 4. Стиль руководства 5. Роль преподавателя/наставника |
Позволяет глубоко анализировать качество наставничества, организацию клинической практики и педагогическую атмосферу |
CLEQS (Clinical Learning Environment Quick Survey) |
Основное образование (клинические базы) |
1. Личный домен 2. Социальный домен 3. Организационный домен 4. Материальный домен |
Компактный, заполняется за 1,5 минуты, подходит для частой оценки обратной связи и изменений |
PHEEM (Postgraduate Hospital Educational Environment Measure) |
Постдипломное медицинское образование (ординатура, стажировки) |
1. Восприятие автономии (самостоятельности) 2. Качество преподавания 3. Социальная поддержка |
Адаптация опросника DREEM для клинической практики, позволяет выявлять сильные и слабые стороны клинической среды |
Заключение
Оценка образовательной среды признана важной частью системы качества медобразования. Международный опыт показывает, что регулярное использование опросников помогает выявлять как сильные стороны, так и проблемные зоны обучения, что способствует развитию образовательных программ и росту удовлетворенности студентов. В России, где растет интерес к вопросам качества образования, внедрение системной оценки образовательной среды может стать ключевым шагом для повышения уровня подготовки медицинских кадров, объективного мониторинга изменений и формирования среды, способствующей развитию профессионализма и мотивации будущих специалистов.
Нет комментариев
Комментариев: 0