К чему приводит отказ федерального центра повысить соцвыплаты работникам скорой помощи

Эксклюзив
02.09.2024
15:05
С конца лета несколько регионов объявили, что вводят свои специальные выплаты медработникам — они за свой счет якобы готовы компенсировать выпадающие надбавки тем категориям, которые не вошли в Постановление Правительства РФ № 343 от 20.03.2024. Однако эти обещания сильно отличаются от того, что в итоге получают медики, указывает сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал в колонке для «МВ».
Фото: агентство «Москва»

В начале июля пресс-центр правительства Кировской области распространил духоподъемную новость о введении специальных региональных выплат сотрудникам скорой помощи: было обещано, что за счет перенаправления средств в системе ОМС уже с 1 июня этого года будут установлены доплаты: 19 тыс. руб. для врачей, 11,5 тыс. для фельдшеров выездных бригад, 7,4 тыс. для фельдшеров по приему вызовов. Компенсационные выплаты были обещаны «дополнительно к ранее установленным федеральным доплатам». Вторым этапом регион планировал увеличить надбавку с 1 сентября за счет средств областного бюджета. «Таким образом, с учетом федеральных выплат ежемесячную надбавку к зарплате сотрудников скорой помощи планируется увеличить до 50 тыс. руб. для врачей, до 30 тыс. руб. для медицинских сестер и фельдшеров, до 19,3 тыс. руб. для медработников по приему вызовов».

На первый взгляд, создается впечатление, что власти Кировской области решили полностью компенсировать отказ Правительства РФ распространить на скорую помощь мартовское повышение федеральных социальных выплат медперсоналу населенных пунктов с численностью населения менее 100 тыс. человек (постановление № 343). Более того, региональные допвыплаты предназначены всем станциям и отделениям областной службы скорой помощи, независимо от численности населенного пункта.

Однако дьявол в деталях. В распространенных пресс-релизах нигде не упоминается, что условием получения выплат кировские власти определили работу не менее чем на 1,5 ставки. Об этом было официально сообщено в письменном ответе министра здравоохранения Кировской области Екатерины Видякиной на обращение трудового коллектива.

Складывается парадоксальная ситуация. Изначально введение соцвыплат на федеральном уровне было направлено на решение проблемы дефицита кадров, которая приводит, в частности, к огромным переработкам и хронической усталости медработников, а значит, и к снижению качества оказания медпомощи и дополнительным рискам для пациентов. Решение правительства Кировской области, напротив, стимулирует работу сверх нормы рабочего времени — с превышением в 1,5 раза. Тем самым закрепляется ситуация с дефицитом кадров. Работодатель может теперь отчитаться, что у него почти все вакантные ставки закрыты (неважно, что совместителями). Кроме того, автоматически, за счет оплаты переработок и этой спецвыплаты растет показатель средней зарплаты (в расчете на одного работника) и облегчается достижение целевых показателей майских указов, поскольку отчетность по ним ведется в расчете на одно физлицо, а не на ставку. Отмечу, что федеральная соцвыплата на отчетность по майским указам не влияет, поскольку это отдельная мера социальной поддержки и в структуру зарплаты не входит.

В расчете на одну ставку зарплату фельдшера выездной бригады станции скорой медицинской помощи (ССМП) г. Кирова можно смело назвать нищенской. Оклад недавно повысили с 8252 руб. аж до 9870 руб., а другие надбавки подрезали. В результате в июне-июле зарплата фельдшера бригады СМП на ставку (без совместительства, сверхурочных, дополнительной работы в основное время) составила, например, суммы около 24 тыс. руб. у фельдшера без категории и стажем менее семи лет, меньше 28 тыс. — с категорией и стажем более семи лет. Это до вычета подоходного налога в 13%.

Понятно, что при таких зарплатах получение надбавки в 11,5 тыс. руб. по первому этапу и обещанное ее повышение до 23 тыс. на втором становятся для фельдшеров и медсестер бригад СМП вопросом физического выживания. Чтобы сводить концы с концами они вынуждены гробить свое здоровье и жертвовать личной жизнью, работая не менее чем на 1,5 ставки. Аттракцион неслыханной щедрости в Кировской области имеет оборотную сторону.

Анализ зарплатных «квитков» фельдшеров, работающих на 1,5 ставки, позволил обнаружить с июня выплату в 13 219 руб., которая за вычетом 13% подоходного налога как раз и дает обещанную выплату среднему медперсоналу в размере 11,5 тыс. руб. При этом вызывает удивление название выплаты: «Доплата за расширение зоны обслуживания (РЗС)». В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса, РЗС — это компенсационная надбавка за дополнительную работу в рамках рабочей смены и никакого отношения к работе по совместительству она не имеет. Полагаю, что с учетом этого работники, не получившие указанную надбавку из-за того, что работали, например, на 1 или на 1,2, или на 1,4 ставки, вправе заявить о дискриминации и также потребовать этой выплаты пропорционально отработанному времени.

Профсоюз «Действие» готов оказать кировским медработникам юридическую помощь по этому вопросу в случае поступления от них обращения.

Считаю, что было бы более правильным, чтобы правительство Кировской области, если уж оно решило поддержать таким образом сотрудников СМП, официально утвердило эти выплаты как стимулирующие, а конкретные размеры увязало с объемом фактически отработанного времени, но не ставя минимальным условием переработку в 1,5 ставки.

Несмотря на то, что правительство и Минздрав России в ответ на волну недовольства работников «скорой» объявили, что с недофинансированием их зарплат поручено разобраться властям регионов, мы не наблюдаем «парад спецвыплат» в субъектах. Дополнительные региональные надбавки сотрудникам СМП, работающим по территориальным программам ОМС, введены после марта 2024 года лишь на отдельных территориях.

Это, во-первых, Саратовская область, где в апреле было утверждено положение о поощрительных выплатах сотрудникам выездных бригад СМП. При этом надбавки предназначены только станциям скорой помощи — отдельным юрлицам, а на отделения СМП в составе ЦРБ и других больниц не распространяется. Сама выплата тоже носит несколько странный характер. Размер ее не фиксированный, а связан с доведением до установленного уровня зарплаты: врачам до 60 тыс. руб. месяц, фельдшерам до 40 тыс. руб.; медсестрам до 34 тыс. руб., водителям СМП до 35 тыс. руб.

В июне правительство Саратовской области издало еще одно постановление в поддержку сотрудников «скорой». Согласно ему, врачам, среднему медперсоналу и водителям СМП вводится одинаковая специальная соцвыплата в размере 5 тыс. руб., которая выплачивается за фактически отработанное время.

Гораздо более серьезная мера соцподдержки анонсирована в августе в Вологодской области: обещаны 50 тыс. руб. для врачей и 30 тыс. руб. для среднего медперсонала скорой помощи в районных муниципальных образованиях, а также по 18,5 тыс. руб. для врачей и 8 тыс. руб. для среднего медперсонала скорой помощи в Вологде и Череповце. Сообщается, что на эти цели из бюджета области выделяют 50 млн руб. до конца этого года и 120 млн руб. ежегодно в последующем. Доплата затронет 700 медработников, в том числе 52 врачей и 648 фельдшеров.

Вот, собственно, и все, что нам известно о конкретных мерах в регионах. Неудивительно, что хаос и разнобой в системе оплаты труда и соцподдержки службы СМП в стране нарастает. Обостряется, по нашим наблюдениям, дефицит кадров, растет социальная напряженность, которая прорывается нередко в протестном отказе сотрудников «скорой» от дополнительных нагрузок и переработок или даже в увольнениях. Федеральному правительству необходимо срочно принимать реальные централизованные меры по исправлению ситуации.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Терехов Игорь
Хорошо языком молоть
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.