Клинический случай развития синдрома Гийена — Барре на фоне введения аденовирусной вакцины
Авторы сообщили о развитии синдрома Гийена — Барре (СГБ) у 60-летней женщины после введения аденовирусной вакцины Johnson & Johnson. Вакцинация произошла 10 декабря 2020 года. Клинический случай опубликован в журнале Neurology.
Смотрите также
Школа клинициста: Академия мигрени 2.0. Мигрень, тревога и депрессия
Описание клинического случая
Результаты анализа полимеразной цепной реакции с обратной транскрипцией (ОТ-ПЦР), а также результаты тестирования на антитела были отрицательными до проведения вакцинации от СOVID-19.
Спустя 10 дней после вакцинации пациентка почувствовала боль в спине и ногах. Еще через четыре дня — 24 декабря 2020 года — был проведен повторный ПЦР тест на SARS-CoV-2, который снова оказался отрицательным. На следующий день женщина проснулась с головной болью, тошнотой, рвотой и диплопией.
В клинике было проведено неврологическое обследование, которое не выявило каких-либо отклонений. В течение той же ночи женщина получала препараты от мигрени. Головная боль и диплопия продолжались после выписки из больницы, а 27 декабря 2020 года пациентку повторно госпитализировали в неврологическое отделение госпиталя.
В ходе обследования определили эзотропию левого глаза и двусторонний дефицит обдукции глаз, при этом мышечная сила, чувствительность и рефлексы конечностей были сохранены.
На следующий день симптомы прогрессировали до двусторонней слабости мимических мышц (по типу онемения), арефлексии, мышечной слабости в ногах (до ⅖).
Диагностические исследования
Магнитно-резонансная томография (МРТ) поясничного отдела позвоночника показала усиление конского хвоста (при контрастировании), МРТ головного мозга изменений не выявило. С помощью люмбальной пункции провели забор спинномозговой жидкости, выявили повышение давления открытия до 29 см H2O, повышение уровня белка — 140 мг/дл, ядросодержащие клетки и нормальный уровень глюкозы — 63 мг/дл.
Исследования нервной проводимости через два дня после госпитализации показали нормальные вызванные потенциалы мышц и потенциал действия афферентных нервных волокон. F-волны малоберцового и большеберцового нерва, H-рефлексы отсутствовали. Антитела к ганглиозидам были отрицательные.
Пациентке вводили иммуноглобулин внутривенно из расчета 2 г/кг в течение двух дней с 29 декабря. Состояние медленно улучшалось, через 10 дней женщина была выписана из больницы на реабилитацию.
Обсуждение
В инструкции вакцины для профилактики коронавирусной инфекции Johnson & Johnson, утвержденной FDA для экстренного использования, упоминалось о двух случаях развития СГБ — по одному пациенту из группы наблюдения и контроля. Описанный случай принадлежит пациенту первой группы.
Как отмечают исследователи, отсутствовали клинические признаки, которые бы отличали течение СГБ на фоне вакцинации от типичных проявлений синдрома. Имеющиеся данные не позволяют определить причинно-следственную связь между вакцинацией от COVID-19 и развитием СГБ. Тот факт, что СГБ развился также у участника из группы плацебо, указывает на случайность, а не на взаимосвязь.
Чтобы избежать ошибочного «списания» неблагоприятных явлений на счет вакцины и прояснить риски развития СГБ, необходимы данные крупномасштабных эпидемиологических исследований и метаанализов, отмечают исследователи. Требуется система мониторинга побочных реакций, как в случае с предыдущими пандемиями (например, гриппа H1N1).
Нет комментариев
Комментариев: 0