Медпром предложил ограничить круг участников госзакупок
Бреши в законодательстве
Российскому медпрому в рамках госзакупок приходится конкурировать с контрафактом и с дешевыми товарами из дружественных стран, рассказала на II Всероссийском форуме «Обращение медицинских изделий Novamed-2022» 11 ноября генеральный директор ООО «М.К. Асептика» Ольга Плехатая. «С учетом того, что наша промышленность на протяжении 30 лет уничтожалась, мы проиграем стихийную войну при полном отсутствии контроля за ее качеством. У нас есть все шансы вернуться в 1990-е годы, когда наши заводы превращались в офисы или площадки для распродаж», — прогнозирует она.
Пока законодательство о закупках не учитывает качество, пока участниками рынка могут быть любые компании — однодневки, которые уходят от налогов, поставщики контрафакта, отечественные производители будут проигрывать торги, считает она.
«Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ показывали хорошие результаты только первый год, когда в торгах в основном участвовали производители, которые реально занялись оптимизацией и сокращением производственных затрат, — отметила Плехатая. — Но в итоге, поскольку основная задача 44-ФЗ — минимизация бюджетных затрат при полном отсутствии требований к качеству, мы получили дешевую низкокачественную или просто контрафактную продукцию». По ее словам, победителями тендеров все чаще становятся компании, чья деятельность лежит вне рамок правового поля.
Какие схемы используют недобросовестные участники закупок
Плехатая перечислила несколько схем, которые распространены на рынке госзакупок. Например, участник торгов использует схему падения НМЦК на 50% и более, в таком случае зачастую происходит сговор с заказчиком: в результате расходных материалов поставляется в два раза меньше, чем заявлено в тендерном задании, а по документам все идеально.
Форма расчетов также позволяет намеренно занизить НМЦК. «В таком случае никто не выходит на аукцион, повторяем процедуру — опять нет российских производителей, еще раз повторяем процедуру, а дальше объявляется дефектура и происходит закупка импортных товаров», — рассказала она.
Еще одна схема реализуется в условиях, когда на торгах есть реальная конкуренция среди участников, но аффилированная заказчику компания не в состоянии продолжать торги (мешают откаты). В таком случае всегда находится фирма-однодневка, которая «сносит» торги.
Поскольку нет согласования между классификаторами — НКМИ, КТРУ, ОКПД2 — нередко встречаются «прописные игры». Бывают случаи, когда заказчик прописывает даже класс риска, хотя это незаконно.
Не все иностранные производители хотят локализовывать производство на территории России, поэтому прорабатывают схемы ввоза готовой продукции под видом сырья или полуфабрикатов, которые в некоторых случаях даже внесены в перечень параллельного импорта. При грамотной подаче документов можно ввести в заблуждение государственные структуры и получить сертификат СТ-1 и акт экспертизы, утверждает Плехатая.
«В феврале прошлого года мы собирались в Торгово-промышленной палате, была подготовлена кипа документов, чтобы изменить процедуру выдачи сертификата СТ-1. В условиях пандемии или СВО расчет адвалорной доли по той модели, которая есть, может привести к тому, что никто из нас, работающих на рынке десятки лет, не получит сертификат или процедура будет мучительной. Российский медпром, работая на территории своей страны, должен доказывать, что мы российские производители», — объясняет она.
Какие меры предлагают производители
Закупка дешевой низкокачественной продукции приводит к увеличению расходования бюджетных средств, утверждает Плехатая. Если не изменить коренным образом систему закупок, то ситуация будет только ухудшаться, считает она.
«Когда я возглавляла комитет по развитию системы закупок [в Торгово-промышленной палате России], с нами несколько раз связывались заказчики, которые были недовольны поставленной в рамках госконтракта продукцией. Если это касалось расходных материалов, то им проще было списать продукцию и заново провести тендер», — приводит пример эксперт.
Она предлагает несколько мер, первая из которых — закупка медизделий напрямую у российских производителей. Круг поставщиков госзакупок должен быть ограничен и тщательно проверен, считает Плехатая. Для этого следует допускать к торгам производителей и дистрибьюторов, наделенных полномочиями со стороны города/региона. Эта мера может вызвать возражения со стороны ФАС, признает она.
«Необходимо еще раз пересмотреть требования к стандартизации, где основным примером должен стать классификатор медизделий. Основную роль в госзакупках должны играть профессиональные консорциумы или ассоциации — они могут быть гарантом при закупках», — резюмирует Плехатая.
Нет комментариев
Комментариев: 1