Минздрав РФ попросил выпускников медвузов оценить систему первичной аккредитации

06.11.2025
11:13
Минздрав РФ представил мнения 17 тыс. выпускников медицинских вузов о процедуре первичной аккредитации специалиста, которую проходят все студенты после получения диплома для допуска к практической деятельности. В наибольшей степени удовлетворены ее проведением выпускники, завершившие обучение по специальностям «Медико-профилактическое дело», «Медицинская кибернетика» и «Фармация».
Фото: mrsu.ru

Подавляющее большинство выпускников медицинских вузов (89,6%) удовлетворены опытом первичной аккредитации, которую все завершившие обучение проходят для допуска к профессиональной деятельности. Из них 57,8% выбрали вариант «полностью удовлетворен», а 31,8% респондентов — «скорее удовлетворены» процедурой. Еще 8,1% опрошенных считают полученный опыт прохождения первичной аккредитации неудовлетворительным, и 2,3% респондентов затруднились с ответом.

Данные опроса опубликованы в журнале «Национальное здравоохранение». Среди соавторов статьи указана замглавы Минздрава РФ Татьяна Семенова, которая курирует в ведомстве вопросы медицинского образования и кадровой политики.

Исследование проводилось по инициативе Методического центра аккредитации специалистов путем анкетного опроса в период с 28 июня по 9 августа 2024 года с участием 17 058 респондентов, прошедших первичную аккредитацию в 78 ведущих центрах аккредитации в прошлом году. В ходе опроса участников также просили назвать трудности, с которыми они столкнулись при прохождении процедуры и предложения по ее улучшению.

Наиболее высокие показатели уровня удовлетворенности у аккредитуемых по специальностям «Медицинская кибернетика» (71,1%), «Фармация» (69,9%) и «Медико-профилактическое дело» (67,3%). Среди выпускников, обучавшихся по профилям «Лечебное дело» и «Педиатрия», полностью удовлетворены полученным опытом 53,9 и 54,7% соответственно.

«Большинство участников исследования удовлетворены процедурой первичной аккредитации и считают, что она способствует повышению качества медицинских услуг. Несмотря на имеющиеся у аккредитуемых специалистов сомнения в успешности прохождения тестирования, фактически большинство проходит все аккредитационные испытания с первой попытки и, по мнению респондентов, сложности аккредитационных испытаний преимущественно связаны с организационными вопросами, а не с содержательным контентом заданий», — отмечается в публикации.

Среди основных причин низкой удовлетворенности опытом прохождения первичной аккредитации назывались неудовлетворительная организация проведения процедуры в центре аккредитации (34,1%), спорность тестовых заданий (14,1%), непонимание целесообразности проведения процедуры (11,4%), дискомфорт от созданных условий в центре аккредитации (9,5%) и технические сбои (8,9%).

Большинство респондентов, имевших опыт прохождения репетиционного экзамена, сочли временной лимит, отведенный на выполнение заданий, достаточным для качественного решения тестовых материалов (89,3%), а уровень сложности экзаменационных вопросов — соответствующим их ожиданиям (77,3%). Тем не менее 29,7% столкнулись с затруднениями при интерпретации формулировок вопросов и заданий — каждый десятый специалист, проходивший аккредитацию по специальностям «Педиатрия», «Медицинская биофизика» и «Лечебное дело», оценил понятность формулировок тестовых заданий на 1—2 балла.

Возможностью высказать предложения по совершенствованию процедуры первичной аккредитации воспользовались 4971 респондент. Среди инициатив первое место по частоте упоминания занимают вопросы совершенствования организационных аспектов — оптимизация расписания проведения испытаний и распределение потоков аккредитуемых для снижения загруженности центра аккредитации. На втором месте — улучшение взаимодействия медицинского вуза и аккредитационного центра на этапе подготовки выпускников к прохождению первичной аккредитации (увеличение объема часов на занятия в симуляционных центрах, обновление теоретических пособий и учебников по специальности, более тесное сотрудничество образовательных учреждений и аккредитационных центров в вопросах профессиональной подготовки выпускников). На третьем месте — необходимость совершенствования аккредитационных материалов, базы тестовых заданий и ситуационных задач для исключения некорректных формулировок вопросов и вариантов ответов, контроль составления тестовых наборов по специальности и исключение непрофильных для специальности тем.

В предложениях аккредитуемых специалистов по совершенствованию процедуры первичной аккредитации звучали также инициативы по увеличению времени прохождения испытаний, снижению количества заданий и сложности, отказу от части из них. Например, предлагалось отказаться от этапов тестирования и решения ситуационных задач в пользу менее формализованного устного собеседования. Среди других аспектов: необходимость совершенствования технического оснащения аккредитационных центров. 

Система аккредитации мед- и фармспециалистов действует в России с 2016 года. Она представляет собой состоящий из нескольких этапов экзамен, успешная сдача которого служит допуском к профессиональной деятельности. Медицинские работники проходят периодическую аккредитацию один раз в пять лет, выпускники медицинских вузов проходят первичную аккредитацию после окончания вуза.

Недавно Федеральный аккредитационный центр сообщил про увеличенное время ожидания ответа оператора при звонках в контакт-центр, оно может достигать 30 минут. Повышенная нагрузка наблюдается из-за того, что в конце 2025 года у значительного числа врачей истекает срок действия свидетельств о периодической аккредитации, писал «МВ».

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь