Минздрав внес кейсы самарской Клиники сердца и салаватского роддома в антипримеры ГЧП-проектов
«Проектов ГЧП становится все больше, но при этом растет и количество проблемных вопросов, которые появляются при создании или реконструкции объекта здравоохранения, либо на этапе его эксплуатации», — посетовал он.
Проанализировав ситуацию, Минздрав обращает внимание участников таких проектов на необходимость тщательной проработки соглашений о ГЧП или концессии, что, по словам представителя ведомства, позволяет нивелировать все риски и избежать потерь, прежде всего финансовых: «Механизм ГЧП и концессионного соглашения достаточно регламентирован законодательно. Поэтому когда возникает частная инициатива, либо формируется конкурсная документация, определяются условия проекта, они должны быть понятны и публичной стороне, и инвесторам, что позволяет прогнозировать результат», — отметил Кирилл Хрянин.
В презентации он привел ряд примеров нереализованных проектов ГЧП в регионах, которые к тому же сопровождались шумными и продолжительными скандалами. По словам представителя Минздрава, механизм инвестиционного меморандума показал свою неработоспособность после того, как заключение такого документа в Самарской области для строительства Клиники сердца было признано антиконкурентным.
Расторжение концессионного соглашения по роддому в Салавате чиновник объяснил тем, что изначально медучреждение находилось в структуре Салаватской городской больницы: «Все-таки идеология 115-го закона (О концессионных соглашениях. — Прим. ред.) предполагает передачу в концессию имущества, свободного от прав третьих лиц, с целью его реконструкции или строительства и последующей эксплуатации. Когда мы говорим о передаче части инфраструктуры, которая не используется публичными органами государственного учреждения, то здесь в принципе все понятно: объект будет реконструирован, получена соответствующая лицензия и начата работа по оказанию медпомощи. Когда же речь идет о ликвидации госучреждения, мы должны понимать всю сложность и ответственность которая возникает и у публичной стороны, и у инвестора. И в случае с Салаватом не были синхронизированы все необходимые мероприятия по трансформации государственной организации в концессионный механизм».
Третий пример неудачного государственно-частного партнерства, вылившийся в разбирательства в арбитраже — строительство Клинического центра охраны материнства и детства в Сургуте. Как отметил Кирилл Хрянин, здесь сбой произошел на этапе оформления земельного участков. В результате иск правительства ХМАО-Югры к компании-застройщику на 200 млн руб. за нарушение сроков ввода объекта был отклонен, инвестору удалось доказать, что публичный партнер не предоставил землю своевременно. «На подготовку документов, определение технической реализуемости проекта, оформление земельных участков, как правило, тратится много времени. Надо обратить внимание, что объект здравоохранения — это не дорога. Поэтому инициаторам, публичной стороне целесообразно потратить время на формирование земельного участка, получить градостроительный план, на основании которого сформировать финансовую модель, определить параметры объекта и самого концессионного соглашения», — подчеркнул представитель Минздрава.
Он добавил, что четвертый риск связан именно с формированием финансовой модели, которая зависит не только от имеющейся в регионе инфраструктуры, востребованности проекта, но и от стремительно развивающихся медицинских технологий: «услуги, которые закладываются в концессионное соглашение, через 2-3 года могут быть неинтересны на рынке». Однако на региональном уровне немало концессионных соглашений на срок 49 лет без учета подобных перспектив.
Нет комментариев
Комментариев: 1