Онколог призвал к новым подходам в борьбе с табакокурением

10.02.2025
09:00
Более 10 лет назад в России были предприняты прогрессивные антитабачные меры, однако на протяжении вот уже 5 лет как падение числа курильщиков в стране остановилось и держится на уровне порядка трети граждан. Преодоление зоны «плато» требует системного подхода и инновационных, научно обоснованных решений, утверждает врач-онколог ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» Антон Слепченко.
Фото: ru.123rf.com

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время в Европейском регионе ВОЗ, куда входит и Россия, порядка 179 млн взрослых курят. При этом вредная привычка остается одной из главных причин заболеваемости и преждевременной смертности в нашей стране. В частности, курение — причина до 18% всех смертей от хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) в Европейском регионе ВОЗ.

В России курит треть граждан, что подтверждается независимыми опросами. Так, по данным Фонда общественного мнения, в 2024 году порядка 35% россиян продолжают курить, что указывает на отсутствие серьезных изменений по сравнению с данными 2002 года, когда в стране курили 36% опрошенных. Похожую цифру дают и данные ВЦИОМ, где о своем статусе курильщика заявили порядка 33% россиян. «За более чем два десятилетия число курящих в стране снизилось ненамного и в целом остается достаточно стабильным даже несмотря на жесткий антитабачный закон, принятый в России в 2013 году», — отметил онколог. По его мнению, причины этой устойчивости в привычках можно объяснить как биологическими, так и социальными факторами.

Как пояснил Антон Слепченко, никотиновая зависимость формируется быстро, тогда как процесс отказа от вредной привычки требует много времени и значительных усилий. «В этом отношении наиболее уязвимой возрастной категорией остаются люди 31—45 лет, — отметил он. — Так, в 2024 году среди них курит 46%, что превышает показатели других возрастных групп. Также примечательно, что мужчины курят в 2,5 раза чаще женщин (52% против 20%). Эти данные подтверждают необходимость адресного подхода в борьбе с курением, включая мотивационные программы, рассчитанные на конкретные демографические группы».

В странах с разной социальной и экономической обстановкой внедрены различные инициативы, направленные на снижение числа курильщиков. «Время от времени такие инициативы нуждаются в корректировке, — заявил онколог. — Один из самых ярких примеров — Новая Зеландия, где в 2021 году был принят закон, который запрещал продажу сигарет людям, родившимся после 2008 года. Доля взрослых курильщиков среди населения этой страны к 2023 году сократилась до 6,8% по сравнению с 16,4% в 2012 году. Однако в 2024 году закон был пересмотрен и отменен, поскольку жесткий запретительный подход способствовал развитию «черного рынка» и лишал правительство Новой Зеландии возможности регулирования и контроля рынка табачных изделий».

В Японии, где около 15% населения употребляют никотин, реализуется другой подход, рассказал Антон Слепченко. «С 2019 года в стране был введен запрет на курение в общественных местах, включая бары и рестораны, — уточнил он. — Другим важным элементом борьбы с табачной зависимостью в Японии стали корпоративные программы здоровья. Так, в одной из японских компаний сотрудникам, бросившим курить, выплачиваются денежные компенсации».

Великобритания, начавшая кампанию против курения еще в 1985 году, демонстрирует эффективность комплексного подхода. В 2007 году страна первой в мире запретила курение в общественных местах, включая кафе и рестораны, рассказывает специалист. Позднее были введены обезличенные упаковки для сигарет, а с 2021 года Национальная служба здравоохранения начала выдавать электронные бездымные продукты по рецепту для тех, кто хочет отказаться от табакокурения. «Долговременная история борьбы британцев с табачной зависимостью продолжается, — добавил Антон Слепченко. — В ноябре 2024 года в Палату общин был внесен проект нового закона о табаке и вейпах. Правительство рассчитывает с его помощью запретить рекламу и спонсорство всех видов вейпов и других никотиновых продуктов. В случае принятия закон также поможет закрыть «лазейки» для продажи табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним».

Российский опыт показывает, что жесткие запреты зачастую не работают или работают неэффективно, о чем недавно говорил и Президент России Владимир Путин. «Принятые меры, включая введение устрашающих надписей на упаковках сигарет, повышение акцизов и запрет на рекламу табачной продукции принесли значительную пользу, особенно для некурящих», — отметил онколог. Однако существенного снижения числа курильщиков вследствие этих мер не произошло. Важный фактор, удерживающий людей от полного отказа, — годами формировавшаяся привычка и серьезная табачная зависимость.

«Опыт нашей страны свидетельствует о том, что запретительные меры могут иметь не только ограниченную эффективность, но и побочные эффекты, — подчеркнул он. — Так, антиалкогольная кампания времен перестройки стимулировала рынок нелегального алкоголя. Подобное можно наблюдать и в табачной отрасли: ограничение доступа курильщиков к сигаретам провоцирует рост контрафакта, что в разы увеличивает и без того немалые риски для здоровья из-за нерегламентированного состава продукции».

В России предпринимаются усилия для повышения эффективности антитабачной политики, и эти меры неразрывно связаны с пропагандой здорового образа жизни (ЗОЖ). В рамках национального проекта «Формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ» в стране было открыто более 750 центров здоровья для взрослых и детей, где люди могут получить консультации специалистов, узнать о методах отказа от курения и пройти диагностику уровня никотиновой зависимости. «Кроме этого, необходимо предоставить возможность взрослым заядлым курильщикам перейти на бездымные способы доставки никотина, такие как электронные системы нагревания табака, — считает специалист. — Курильщики, не мотивированные на немедленный отказ, должны иметь доступ к научно обоснованной информации об этих продуктах — в том числе о том, что использование бездымных технологий может помочь на 90—95% снизить уровень вдыхаемых вредных веществ по сравнению с обычными сигаретами».

Борьба с табакокурением требует системного подхода и вовлеченности всех заинтересованных сторон — государства, врача и пациента и включать просветительскую работу, доступ к специализированной помощи в центрах здоровья и гибкое риск-ориентированное регулирование на законодательном уровне, заявил Антон Слепченко. «Только комплексное сочетание всех этих мер может привести к значительному и долгосрочному сокращению числа курильщиков и снижению уровня заболеваний, связанных с табакокурением, в стране», — резюмировал он.

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.