Подводные камни инвестиций в частную клинику

По мнению эксперта Национального союза по вопросам реализации системы ОМС в частном здравоохранении Евгения Рабцуна, «либо медицина идет в бизнес», когда врачи открывают клиники, либо «бизнес идет в медицину», когда люди, накопившие капитал разными путями, диверсифицируют вложения.
Медицина — не конвейер
Один из авторов статьи сейчас консультирует крупную команду онкологов и хирургов, которые находятся в поисках инвестора, и участие в переговорах показало, что успешные бизнесмены со значительными финансовыми ресурсами демонстрируют полное отсутствие знаний об управлении частной медициной. Разговоры доходят до смешного: «мой муж из ИТ получает меньше, чем ваш врач-онколог» или «ваш специалист по медицинскому менеджменту нам не нужен, у нас есть бухгалтер из ювелирки».
Знание ценностей медицины, принципов оказания медпомощи, организации здравоохранения важно, чтобы избежать управленческих и инвестиционных ошибок. А их мы наблюдаем массово у непрофильных инвесторов (учредителей), что идет не в пользу развития частной медицины. Особенно выпукло эти ошибки видны на начальном этапе вхождения инвестора в бизнес, когда определяется состав учредителей, штатное расписание, фонд оплаты труда.
Для бизнесменов медицина представляется чем-то сродни конвейеру Генри Форда, где работают простые исполнители в потогонном варианте труда. Но врач, оказывая медпомощь, работает не только знаниями, но и своей душой. Притча во языцех в Петербурге, когда один бизнесмен заставлял сотрудников своей клиники петь гимн по утрам до тех пор, пока за месяц они все не уволились. Он искренне верил, что можно управлять врачами, как продавцами в магазине.
Инвесторам сложно понять, что в здравоохранении страны существует колоссальный дефицит квалифицированных кадров (как врачей, так и управленцев) и что развитие нового бизнеса немыслимо без партнерской модели взаимодействия, без привлечения профессионалов в состав учредителей. Но люди, вышедшие из 90-х, и новоявленные инвесторы не хотят ни с кем делиться, что делает перспективы развития их бизнеса призрачными.
Когда медики идут в бизнес и используют свои финансовые ресурсы или кредитные, то здесь чуть проще, поскольку они понимают, как сложно найти команду профессионалов или создать ее, как сложно найти грамотных управленцев, которые могут организовать все аспекты — финансовые, привлечение пациентов, маркетинг, рекламу и управление персоналом.
Не секрет, что в частной медицине львиную долю себестоимости съедает фонд оплаты труда. Поэтому в погоне за прибылью новые учредители клиник начинают экономить как на зарплате, так и на среднем, младшем медперсонале, на колл-центре и регистратуре. И если вы пришли в клинику, где врач сидит на приеме один, будь то гинеколог или косметолог, то знайте — тут нарушаются стандарты, и жадность владельцев клиник перевешивает ваши интересы в части оказания качественной медпомощи.
Не редкость, когда в целях экономии инвесторы берут для медорганизации руководителей из других сфер, например, из розничной торговли, или простого врача, без опыта управленческой работы. Мы понимаем, что у этого руководителя, который год назад работал в государственной клинике и возглавлял какое-то подразделение, нет необходимых механизмов и навыков управления сотрудниками в частной медицине.
Если мы берем человека без опыта управления клиникой, то обязательно случатся ошибки. А если управленцем становится врач, он будет учиться в вашей клинике основам менеджмента за счет потери финансов.
Инвесторам/управленцам, не связанным с медициной, требуется знание, что трудовое поведение врачей и медсестер отличается от торговли бытовой техникой или магазина детских товаров, поэтому внедрение системы KPI должно опираться на многокомпонентные и специальные индикаторы, но не на объем среднего чека или выручку за месяц.
Смотреть в оба глаза
Как инвестору (учредителю) узнать об особенностях управления персоналом в клинике, прежде чем заходить в этот бизнес? Важно посмотреть на ситуацию с двух сторон: со стороны специалиста по управлению персоналом и как психологу, который помогает людям находить смыслы. Непонимание медицинской отрасли — это нормально для людей, не связанных с медициной, но нежелание узнать медицинский менеджмент — это глупость. Такое невежество должно быть «красным флагом» для врачей, которые столкнулись с такой позицией.
Прежде всего должны вестись переговоры между «медицинской» и «бизнесовой» сторонами, в которых успешным бизнесменам рекомендуется избегать страха (обращайтесь к психологам, они помогут), «что упадет корона» и они чего-то не знают, ведь важно с врачами вести диалог на равных. Возникает длительный переговорный процесс, где на врачей ложится обязанность просвещать и обучать инвестора, правда, последний должен понимать, что любые консультационные услуги не бесплатны. Часто это бывает сложно, особенно если речь идет о пожилых, консервативных людях или страдающих нарциссизмом бизнесменов.
Важно задать инвестору (учредителю) два вопроса: зачем вы хотите вложиться в медицину и что планируете получить в результате? Бизнесмен вкладывает средства с целью приумножить капитал, но для врачей важно, чтобы «не любой ценой» это было сделано. Важно обсудить сроки, объем и ресурсы, которые инвестор готов вложить и, в ситуации огромного дефицита квалифицированных врачей, управленцев — готов ли он делиться соучредительством, долями в бизнесе, обеспечить достойную оплату труда (голодный врач опасен для пациента), хорошее оборудование, профессиональное развитие.
Врачи, особенно молодые, стали говорить о своих потребностях, и даже более старшее поколение начинает осознавать: «Мы хотим, чтобы к нам относились не как к функции, а как к людям». Это значит, что бизнес должен учитывать человеческий аспект — нормальные условия работы для медперсонала. Это «гигиенический фактор»: наличие отдельного туалета для сотрудников, душевой, комнаты отдыха для врачей. Дело доходит до смешного, когда некоторые «элитные» клиники пластической хирургии, зарабатывающие сотни миллионов прибыли, не имеют душевых комнат для сотрудников, и пластический хирург после многочасовых операций источает неприятное амбре.
Врач требует к себе внимания, если мы говорим о клинике, которая действительно помогает людям и, следовательно, генерирует прибыль. Здесь доверие и комфортное состояние врача — важные элементы успеха компании. Учитывая тревоги и депрессии, психологическое состояние врача крайне важно, поэтому современная клиника уже не мыслится без психолога.
Только инвестиции в человеческий капитал (медицинский и управленческий персонал) позволит новой клинике стать заметной на рынке труда и оказывать качественную медпомощь. Все должно быть направлено на то, чтобы этот субъект системы здравоохранения — врач — чувствовал себя комфортно. Это важная составляющая HR-бренда.
Приглашаем продолжить обсуждение этой темы на XVIII Петербургском медицинском форуме 16—18 июня, где будут также доклады по трендам в управлении медперсоналом, анализу рынка, созданию HR бренда клиники и привлечению врачей в соучредительство, программы опционов и много интересного как для инвесторов, так и для руководителей клиник. Регистрация на www.medforumspb.ru |
Нет комментариев
Комментариев: 0