Путина попросили по-новому наказывать врачей за ошибки
«Лига защитников пациентов» направила в администрацию президента обращение на имя главы государства с просьбой изменить систему наказаний для врачей. Письмо подписано главой организации Александром Саверским, с его содержанием ознакомился «МВ».
В послании указывается, что по закону к полномочиям госорганов относится защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья. Однако по факту права пациентов никто из ведомств не защищает: ни Минздрав, ни Росздравнадзор, ни Роспотребнадзор этими полномочиями не обладают, а органы прокуратуры массово пересылают заявления граждан о защите прав и просьбах провести проверки. Росздравнадзор имеет право рассматривать возможность проведения внеплановой проверки только при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью — «то есть в исключительных случаях». При этом никакой контроль в случае неоказания помощи или, например, когда пациента не обеспечивают лекарством, не предусмотрен, жалуется Саверский.
Он при этом отмечает, что уголовная ответственность медработников — один из самых неэффективных способов регулирования как для врачей, так и для пациентов. Первых он пугает презумпцией вины причинения вреда из-за развития осложнений, к тому же статистика Следственного комитета показывает, что только 3% дел от числа заявлений (а от числа возбужденных уголовных дел 8%) завершаются приговорами. Плохо работает и гражданская ответственность: она имущественная, а значит, для многих потерпевших не является справедливым наказанием в случае смерти близкого человека. Кроме того, немногие граждане могут защищать себя в суде, в том числе финансово, поскольку проведение судебно-медицинской экспертизы — дорогая услуга.
Одновременно с этим административная ответственность за нарушение прав пациентов отсутствует. В связи с этим Саверский просит Владимира Путина разработать новые механизмы защиты прав пациентов, в том числе «предусмотреть административную ответственность медицинских работников — от мелких штрафов до лишения права заниматься медицинской деятельностью на разные сроки в зависимости от тяжести правонарушения». Административную ответственность он просит расширить и для медучреждений — для этого сначала надо дать возможность внесения предупреждений (протестов) о нарушении прав и устранения ошибок, а если клиника не будет исправлять их, также административно ее наказывать.
Административная система наказаний в медицине может быть схожа с наказаниями за нарушения дорожного движения — водителей тоже штрафуют и лишают прав, пояснил «МВ» Саверский.
«Система может быть такой. Например, в ходе диспансеризации врач не направил пациента на УЗИ, нарушил стандарт, но негативных последствий в результате не наступило — в таком случае можно оштрафовать медработника, пусть даже на 100 рублей. Сам факт штрафа станет профилактикой будущих нарушений и серьезных проблем для врача. А вот если нарушение стандартов уже привело к серьезным последствиям, то виновного надо лишать права заниматься медициной. Кстати, это именно та мера, которую пострадавшие пациенты чаще всего ждут, — они не жаждут, чтобы врача посадили за решетку, а просят, чтобы он не мог дальше работать и вредить другим».
Он считает, что административное наказание и в правовом, и в репутационном плане несет меньше негатива для врачей, допустивших ошибки, — к ним применят серьезные санкции, но это не уголовное наказание и риск лишиться свободы.
По словам руководителя экспертно-юридической группы «Медика пруф» Артема Зуева, нынешний запрос возник во многом из-за введенного моратория на проверки клиник: с 2022 года они фактически остановлены (за некоторыми исключениями). Ранее по итогам таких мероприятий Росздравнадзор и Роспотребнадзор привлекали медучреждения к административной ответственности за нарушения. Сейчас у пациентов осталось два варианта — либо сразу писать в Следственный комитет и прокуратуру, а значит, инициировать уголовное дело, либо идти в суд и подавать гражданский иск. При этом несмотря на то, что расширение административной ответственности взамен уголовной — это «цивилизованное направление мысли», в нынешних реалиях это приведет к росту коррупции, а не защите прав пациентов, считает эксперт.
«У нас до сих пор невозможно объективно оценить качество оказания медпомощи, и не существует единой системы критериев ее оценки: организаторы здравоохранения видят нарушения в одном, главврачи — в другом, регуляторы — в третьем. К тому же, сейчас почти ни одна проверка Росздравнадзора не заканчивается без найденных нарушений», — пояснил Зуев.
Он отметил, что идея лишить врача возможности заниматься медициной сравнима с аннулированием врачебной лицензии на Западе. Но у российских врачей таких лицензий нет. «Чтобы врач нес персональную ответственность, сначала ему ее нужно дать вместе с лицензией, сделать субъектом права. То есть надо менять все законодательство», — подчеркнул Зуев. Если же ввести сейчас «административки» за врачебные ошибки, это будет просто еще одно дополнительное наказание для врача. «А врач и так на сегодня зажат в тиски со всех сторон и уже просто не понимает, как себя вести», — уверен юрист.
С ним соглашается медицинский адвокат, член правления Национальной ассоциации медицинских организаций Ирина Клопова. По ее словам, сейчас «административка» за врачебные ошибки выглядит странно, поскольку тяжкий вред здоровью или смерть — это те последствия, которые охраняются и курируются именно Уголовным кодексом РФ, «и только грамотная оценка с помощью экспертизы и правильного следствия может дать ответ, виновен врач или нет». Эксперт пояснила «МВ», что проблема «не в безнаказанности врачей» или «не том кодексе», а в качестве расследования по ятрогенным преступлениям и обвинительному уклону всей судебной системы.
«К тому же ответственность за качество медпомощи несет клиника. Если бы у врачей была лицензия, мы бы могли обсуждать такой вид наказаний, как лишение права вести практику. Но если сейчас врач работает в клинике, где не хватает оснащения, несмотря на порядок, как его за нарушение такого порядка можно наказать? Что он может сделать? Это просто не его компетенция», — резюмировала Клопова.
Нет комментариев
Комментариев: 0