Российские ученые считают некоторые органы человека результатом эволюции опухолей

05.03.2020
17:19
На базе Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН создана Лаборатория неофункционализации генов, которая займется развитием новой биологической теории cancero-evo-devo, генетических технологий для диагностики, профилактики и лечения опухолей. Об этом сообщил директор института Александр Кудрявцев на пресс-конференции в ТАСС 5 марта.

«Оказалось, что значительная часть опухолей, в том числе человека, никогда не убивает хозяина. То есть в онкологии мы изучаем злокачественные опухоли, которые убивают, а вот о тех, которые не убивают, мы ничего не знаем. Если мы получим ответ, почему они не убивают, мы научимся обращаться с теми, которые убивают», – рассказал специалист по молекулярной биологии Биомедицинского центра в Санкт-Петербурге Андрей Козлов, автор теории об эволюционной роли опухоли, в которой объединены три вида биологического развития – эволюционное, индивидуальное и опухолевое.

Согласно теории, хотя опухоли являются патологией в индивидуальной жизни, они могут играть роль в прогрессивной эволюции, поставляя материл для новых органов. Таким ярким примером служит плацента, которая обладает всеми признаками опухоли, за исключением одного – она регулируема.  «Сейчас проводятся конференции, чтобы понять, плацента позаимствовала признаки опухоли или опухоль позаимствовала признаки у плаценты. Пока научное сообщество с этим не разобралось, но мы разобрались: плацента произошла из опухоли и стала органом благодаря тому, что возникли так называемые петли регуляции».

Другие примеры органов, произошедших от опухолевидных образований, – предстательная и молочная железы. Эволюционно новые органы больше страдают от опухолей, именно поэтому от этих видов рака погибает большее число мужчин и женщин, утверждает Андрей Козлов.

«Есть теория прогрессивной эволюции, согласно которой организмы в процессе эволюции усложняются, но непонятным образом. Мы объясняем – через переходное состояние опухоленосителей, которое закрепляется благодаря экспрессии в опухолях эволюционно новых генов. Одним из предсказаний теории было то, что в опухоли должны работать эволюционно новые гены, и мы этот класс генов (их сотни) открыли и описали. Оказалось, что у них есть очень интересное свойство – они экспрессируют во всех опухолях. С точки зрения развития опухолевых маркеров для диагностики, лечения и профилактики онкозаболеваний это чрезвычайно интересно и может составить основу для развития новых генетических технологий в применении к онкологии», – рассказал ученый.

Как пояснил Александр Кудрявцев, Лаборатория неофункционализации генов будет изучать, как в процессе эволюции вновь появившиеся гены, ранее нефункциональные, начинают приобретать функцию, полезную для организма, и как в результате этого опухоль трансформируется в какой-то орган. «Возможно, удастся за короткое время создать ускоренную цепочку эволюции», – предположил ученый.

Исследователи думают не только о фундаментальной значимости теории, но и о перспективах ее практического применения, правда, весьма неблизкого. «Раз мы видим, как целый огромный пласт генов функционирует только в опухолях, здесь можно создавать методы диагностики принципиально нового типа, помогающие обнаруживать опухоль, когда еще нет ее морфологического проявления, а гены уже начинают работать», – пояснил Александр Кудрявцев.

Выйти на клинические испытания исследователи надеются через 10 лет. Минимально необходимая для работы лаборатории сумма – 1 млрд рублей. «Сейчас в мире описано 550 драйверных раковых генов, против них разработано лишь 30 лекарств. Почему? Потому что они только что открыты, клинические испытания не успевают, стоят очень дорого, – это большая машина», – раскрыл ситуацию Андрей Козлов.

Сотни неофункциональных генов, открытых российскими учеными, пока являются достоянием отечественной науки, но Андрей Козлов высказывает опасения: «Эта фаза исследований интересна тем, что ее пока не перехватили американцы. Они путем вложения огромных денег сразу раскатывают проблему в ноль. Мы сейчас в этом поле находимся одни и надеемся опередить их», – сказал Андрей Козлов.

По словам директора Института общей генетики, есть готовность запатентовать класс генов, которые экспрессируют в опухоли: «Такого патента нет ни в отечественной, ни в мировой науке. Надо делать его быстрее. Но для международного патента нужно серьезное финансирование. У нас в стране нет даже механизма, программ поддержки таких патентов. Ни государство, ни бизнес не вкладывают в это денег».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.