Специалист указал на низкую осведомленность врачей о видах никотинсодержащей продукции
Для решения этой глобальной проблемы здравоохранения в 2010 году Американская кардиологическая ассоциация (AHA) представила концепцию кардиоваскулярного здоровья, которая в настоящее время включает восемь компонентов: сбалансированный с точки зрения питательных веществ рацион, регулярную физическую активность, отказ от вредных привычек, здоровый сон, контроль индекса массы тела (ИМТ), глюкозы крови натощак, общего холестерина и артериального давления.
Главными факторами риска, приводящими к инвалидности за последние 30 лет, являются курение, высокий ИМТ и отсутствие контроля за показателями крови. Однако при корректировке образа жизни с отказом от курения у многих пациентов возникают наибольшие проблемы, отмечает Артур Туктаров.
«С точки зрения медицины, любые формы курения должны быть немедленно прекращены, поскольку эта вредная привычка является самостоятельной причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, — рассказал Артур Туктаров. — Однако бросить курить далеко не всегда просто. Курильщикам с сильной табачной зависимостью и низкой мотивацией на отказ стоит рассмотреть применение концепции снижения вреда, которая подразумевает переход на менее вредные альтернативы — инновационную бездымную табачную продукцию». При этом отказ от курения рекомендуется независимо от возможной прибавки в весе, поскольку набор веса в несопоставимо меньшей степени наносит вред здоровью и увеличивает риски сердечно-сосудистых заболеваний, чем курение сигарет.
«Конечно, мы должны бороться с употреблением табака, однако при этом стоит использовать все доступные способы помощи пациентам с низкой мотивацией к отказу, — уточнил Артур Туктаров. — Практикующий врач должен владеть актуальной информацией, широким выбором методов и практик. Выходя из кабинета врача, пациент начинает сам нести ответственность за свой образ жизни. Крайне важно, чтобы он не чувствовал свою беспомощность в вопросах отказа от курения и был информирован о новых возможностях на основе последних научных исследований».
Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета провели масштабное исследование степени осведомленности медицинских работников о видах никотинсодержащей продукции, источниках риска для здоровья при ее употреблении и особенностях практики воздействия на курильщиков с целью их отказа от зависимости.
Исследование проводилось в восьми регионах России. В нем участвовали 965 респондентов, из которых 29% терапевтов, 21% кардиологов, 15% сотрудников клинико-лабораторной диагностики, 35% — других медицинских специалистов. Большинство (89%) врачей согласились с утверждением о том, что шансы пациента бросить курить во многом зависят от совета медицинского специалиста, и только 8% отнеслись к этому утверждению скептически. При этом только каждый пятый (20%) врач готов спрашивать пациентов об истории их курения в том случае, если у них есть заболевание, связанное с курением, а большая часть медиков (79%) уточняют статус курения в любом случае.
Исследование также показало, что врачи крайне плохо осведомлены о принципах работы электронных сигарет (вейпов): больше половины опрошенных (58%) подтвердили, что «многого не знают», 14% — совсем ничего не знают, и только треть медиков (28%) ответили, что знают хорошо. Об отличиях электронных систем нагревания табака (ЭСНТ) от обычных сигарет «много не знают» и «не знают ничего» 72% медиков. Однако большая часть считает, что вредное воздействие в сигаретах обусловлено воздействием продуктов горения табака — этой информацией располагают 720 из 965 респондентов.
«К сожалению, проведенный опрос показывает, что большая часть медицинского сообщества не имеет представления о том, как на самом деле работают электронные сигареты и ЭСНТ, чем одна система отличается от другой, в чем их особенности и принципы воздействия на организм потребителя, — прокомментировал Артур Туктаров. — Путаница в определениях и недостаток информации о новых подходах и инструментах заставляют врачей применять все тот же ультимативный подход в разговоре с курильщиком».
По словам врача, такому положению вещей прямо или косвенно содействует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Политика тотальных запретов распространяется в том числе на информацию о новых подходах и методах снижения риска от курения. В результате и врачи, и пациенты оказались в «информационном вакууме».
«На практике категорические запреты врачей, обращенные к курильщику, как правило, игнорируются — к ним уже привыкли, и всерьез они не воспринимаются, — пояснил Туктаров. — Для решения проблемы необходим более гибкий способ — например, снизить риск до приемлемого минимума, в тех пределах, в которых на это готов сам пациент».
Медицинские специалисты должны получать достоверную информацию о роли и потенциале концепции снижения вреда для пациентов с низкой мотивацией к отказу от табакокурения и о разнице между бездымными продуктами и традиционными сигаретами. «Кроме того, разделы по концепции снижения вреда целесообразно внедрить в программы обучения врачей и в соответствующие клинические руководства, — отметил Артур Туктаров. — Это поможет взрослым курильщикам, у которых нет мотивации бросить курить, получить квалифицированную консультацию врача не только с точки зрения полного отказа от курения, но и с точки зрения снижения вреда, что является особенно важным при лечении широкого ряда патологий, где курение сигарет негативно влияет на результат терапии».