Судмедэксперт предложил изменить закон о медицинской тайне ради права врачей на защиту в СМИ
Основатель популярного telegram-канала о врачебных ошибках «Крокодил ЯтроГена», судебно-медицинский эксперт, ассистент кафедры судебной медицины РУДН Руслан Калинин предложил переписать законодательство, чтобы врачи могли защищать свою деловую репутацию в СМИ.
По его словам, как правило, в публикациях о врачебных ошибках и причинении вреда здоровью преобладает необъективная подача информации, основанная на оценочных суждениях пациентов о «врачах-убийцах». При этом другой участник событий — врач или медорганизация, в которой он работает, не может отвечать и давать комментарии, так как в этом случае они нарушат ст.137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни).
«Если пациент жалуется журналистам или в соцсетях на докторов и при этом не дает письменного согласия на разглашение врачебной тайны, то медики не могут публично ответить на его претензии. Неплохо было бы изменить законодательство о врачебной тайне. Когда в открытых источниках появляется сообщение со слов пациента или его родственников о том, что врачи лечили неправильно, у медицинской организации сразу должно возникать право дать подробный комментарий в том же издании. Я не призываю отменить врачебную тайну как таковую. Речь идет о том, что если субъект этой тайны сам принимает решение ее раскрыть, то следует предоставить медорганизации право ответить», — заявил Калинин в интервью «Медицинской газете».
Встречаются ситуации, когда журналисты обезличивают информацию о пациенте. В результате страдает деловая репутация медорганизации, работники которой еще даже не были признаны судом виновными. «СМИ получают ожидаемый для самих себя результат: люди с особым интересом читают и комментируют негативные новости, издание повышает рейтинг и цитируемость, а следовательно, доходы», — отметил эксперт.
По его мнению, такая ситуация подрывает доверие общества к врачам, растет градус общественного недовольства и число открытых конфликтов.
«Врачи могут разглашать данные пациента только в рамках ограниченного круга ситуаций. Например, это разбор клинического случая, но тогда данные обезличиваются, и больной должен дать согласие на это. Комментарии СМИ точно в эти рамки не попадают. Даже если главный врач просто скажет, что «пациент Иванова у нас лечилась», это уже будет считаться разглашением врачебной тайны. Даже если сама Иванова до этого 40 раз общалась с журналистами и все рассказала. Юрист может подать в суд с требованием компенсации морального вреда за нарушение тайны частной жизни, врачебной тайны», — пояснил «МВ» юрисконсульт Ассоциации организаторов здравоохранения в онкологии Дмитрий Гаганов.
В декабре депутаты, юристы, представители профсоюзов и общественных организаций выступили с инициативами по эффективной защите врачей от необоснованных претензий пациентов и прессинга правоохранителей. В том числе предлагается ввести ответственность за ложные доносы и закрепить право работающих в медицине на профессиональный риск. Депутаты обещали медикам провести декриминализацию врачебной деятельности больше года назад. Для этого предложено вычеркнуть из законодательства термин «медицинская услуга».
Каждое третье заявление на врача в правоохранительные органы приводит к возбуждению уголовного дела, приводил данные Следственный комитет России. В 2022 году против медработников было возбуждено 1860 уголовных дел — почти по каждому третьему из 5747 обращений пациентов. Обвинения по уголовным делам были предъявлены 193 медработникам, по 19 из них (10%) вынесен оправдательный приговор, писал «МВ».
Нет комментариев
Комментариев: 0