TOP5: главные события недели
***
Пленум Верховного суда РФ принял постановление «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (проект документа «МВ» описывал ранее), которое заменяет действующие правила, утвержденные еще в 1994 году.
В частности, ВС разъяснил, что медорганизации, медицинские и фармацевтические работники напрямую несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни или здоровью, а потому обязаны компенсировать моральный вред, причиненный некачественным оказанием медпомощи.
Разбирая подобные иски, суду надлежит установить, были ли приняты при оказании помощи пациенту все необходимые и возможные меры для его своевременного и квалифицированного обследования в целях установления правильного диагноза и соответствовала ли организация обследования и лечебного процесса установленным порядкам, стандартам, клиническим рекомендациям (протоколам лечения). Суд должен выяснить, повлияли ли выявленные дефекты оказания медицинской помощи на правильность проведения диагностики и назначения соответствующего лечения и, как следствие, на течение заболевания пациента.
Именно медицинские организации или медработники, выступая в качестве ответчиков, должны будут доказать отсутствие своей вины в оказании медицинской помощи и отсутствие возможности избежать неблагоприятного исхода. «На медицинскую организацию возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания правомерности тех или иных действий (бездействия), которые повлекли возникновение морального вреда», — отметил Пленум ВС.
Верховный суд также заявил о праве семьи на компенсации за смерть близкого по вине врачей. Моральный вред в таких случаях может выражаться, в частности, в заболевании, перенесенном в результате нравственных страданий в связи с утратой родственника вследствие некачественного оказания медицинской помощи, переживаниях по поводу недооценки со стороны медработников тяжести его состояния, неправильного установления диагноза. Также, разъяснил ВС РФ, моральный вред может выражаться в переживаниях, обусловленных наблюдением за страданиями родственника или осознанием того обстоятельства, что близкого человека можно было бы спасти оказанием надлежащей медицинской помощи.
Нововведения в правом поле отечественной медицины открывают событийный рейтинг недели.
***
Правительство предлагает запретить проверки медицинских производств надзорными органами в 2023 году. Предполагается, что оценка системы управления качеством медицинских изделий (МИ) будет проводиться «в добровольном порядке по инициативе производителя».
При этом, если производитель МИ не захочет добровольно проводить инспекцию и одновременно с этим в 2023 году запланирует изменить регистрационное досье, он должен будет представить отчет инспекции за прошлые годы и сертификат соответствия требованиям стандарта ГОСТ ISO 13485-2017. Также производители, которые подадут заявления о регистрации медицинского изделия или заявления о внесении изменений в регистрационное досье, должны будут подтвердить «внедрение системы управления качеством» путем прохождения первичного инспектирования производства в течение двух лет.
Очередные послабления в контроле за производством МИ — на второй строчке в TOP5.
***
На третьем месте признание Генпрокуратурой незаконным установленного Минздравом в 2022 году запрета на зачисление в ординатуру не отработавших целевой контракт выпускников.
Министру здравоохранения Михаилу Мурашко указано, что действующими нормативными правовыми актами такой запрет не предусмотрен. Максимум, что можно сделать в случае неисполнения обязательств по отработке трудового контракта в рамках договора о целевом обучении – обязать молодого врача возместить заказчику расходы на образование и предоставление мер поддержки.
***
На четвертой строчке сообщение о недовольстве медработников действующей системой периодической аккредитации. Автор инициативы на сайте общественных проектов указывает на ее излишнюю бюрократизированность и противоречия с другими нормативно-правовыми актами. В частности, при подаче заявления требуется большой пакет документов, которые предоставляются в виде скан-копий. Также участник должен предоставить «отчет о работе», внятные требования к которому и критерии оценки в открытом доступе отсутствуют. Его написание отнимает время у медработников, но никак не влияет на итоговый вердикт, указывают авторы. Притом что вся требуемая информация содержится в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР).
Ввиду большого объема поступающих документов аккредитационные центры систематически не справляются с работой, и результаты аккредитации появляются с большой задержкой, отмечается в инициативе.
Предлагается проводить процедуру в автоматическом режиме, без заявления участника при помощи компьютерной программы, используя ФРМР и официальный портал НМО. Это позволит разгрузить аккредитационные центры от большей части работы, на них останется только разбор спорных случаев. А медработников освободит от необходимости сбора большого количества документов и написания формальных отчетов, утверждают авторы проекта.
***
Замыкает пятерку новостей недели сообщение об интерпретации ВЦИОМ восприятия отечественной медицины пациентами.
Как показал опрос, 49% респондентов, обращавшихся в бюджетные медучреждения за последний год, остались довольны оказанной помощью. Каждый третий респондент оценивает состояние отечественного здравоохранения оптимистично.
Недовольны полученной медицинской помощью 23% опрошенных, еще 27% сообщили, что удовлетворены лишь отчасти.
При этом в частных клиниках получал медицинскую помощь в 2022 году почти каждый третий респондент (31%).
Нет комментариев
Комментариев: 0