TOP5: главные события недели
***
В Национальной медицинской палате сообщили о новой тенденции — трудовой миграции медработников из городских медучреждений в больницы территорий с небольшим населением ради получения специальных социальных выплат (ССВ). Такие сведения поступают из многих регионов России.
Так, по словам начальника сосудистого отделения ГКБ № 7 Тверской области Олега Самошина, в регионе увольняются старшие медсестры и начмеды, которые получают существенно меньшую зарплату по сравнению с постовыми медсестрами и врачами-специалистами. В связи с этим есть риск кадровых потерь среди опытных администраторов.
Предложения членов НМП касаются дальнейшего расширения получателей спецвыплат за счет структурных подразделений службы СМП, работников диспансеров, станций переливания крови, отделений паллиативной помощи, врачей, средних медработников и работников медицинских организаций с высшим и средним немедицинским образованием системы ФМБА и подразделений скорой помощи, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, в зависимости от численности населения.
Сообщение, подтверждающее идиому «Хотели, как лучше…», открывает событийный рейтинг недели.
***
На втором месте в TOP5 информация об обнародовании данных о побочных эффектах препаратов при лечении COVID-19 в России. Сведения предоставила группа экспертов, проанализировав базу Росздравнадзора «Фармаконадзор 2.0» за первые три года пандемии: с 2020-го по 2022 год.
Всего в официальной статистике фигурируют 873 сообщения, относящихся к лечению коронавирусной инфекции. Нежелательные реакции возникли при применении 15 препаратов, внесенных в различные версии клинических рекомендаций (КР) Минздрава.
Наибольшее число нежелательных реакций связано с применением противовирусного препарата фавипиравир — 493 случая, или 56% от общего числа выявленных побочных реакций лекарств от COVID-19. Возможной причиной этого эксперты назвали широкое применение препарата. Только за 2021 год число средних суточных доз фавипиравира превышало в 30 раз потребление ремдесивира и в шесть раз — гидроксихлорохина.
Далее с большим отрывом следуют гидроксихлорохин и олокизумаб — 87 и 85 случаев. На долю каждого препарата пришлось по 10% от общего числа сообщений.
Влияние на лабораторные и инструментальные показатели стало самой частой нежелательной реакцией при лечении коронавирусной инфекции из официально зарегистрированных в первые три года пандемии в России. Выявлено 273 таких случая, что составило 17% от общего числа.
Нарушения со стороны печени и желчевыводящих путей были второй по частоте побочной реакцией в 203 сообщениях, нарушения желудочно-кишечного тракта — в 191 сообщении. На долю каждого нарушения пришлось по 12% от общего числа. Также сообщается об иммунных нарушениях, нарушениях со стороны крови и лимфатической системы, реакциях в месте введения и общих нарушениях.
Самым частым источником информации о побочных реакциях «ковидных» лекарств за анализируемый период стали медработники — 39% сообщений. Далее следуют фармацевтические компании, которые описали 35% случаев.
Одновременно эксперты ВОЗ сообщили о значительном злоупотреблении использованием антибактериальных препаратов во время пандемии COVID-19 во всем мире. Новые данные были представлены во время ежегодного Европейского конгресса клинической микробиологии и инфекционных заболеваний ESCMID Global Congress.
Хотя присоединение бактериальной микрофлоры диагностировали только у 8% людей, госпитализированных по поводу COVID-19, антибиотики назначали трем из четырех пациентов (примерно 75%) «на всякий случай». Частота назначения антибактериальных препаратов составляла от 33% случаев в Западно-Тихоокеанском регионе до 83% в Восточном Средиземноморье и Африке. В период с 2020-го по 2022 год частота назначения антибиотиков снизилась в Европе и Америке, но выросла в Африке.
Чаще всего (в 81% случаев) антибиотики назначали пациентам с тяжелой коронавирусной инфекцией и тем, кто находился в критическом состоянии. При легком и умеренно-тяжелом течении COVID-19 антибиотики чаще назначали в Африканском регионе (в 79% случаев).
Назначение антибиотиков не улучшило клинический исход у пациентов с COVID-19, при этом их использование повысило вероятность распространения антибиотикорезистентности в мире.
Чего ждать от расширения практики привлечения НМП к расследованию врачебных ошибок? Пройдите опрос. |
***
Третью строчку рейтинга заняла информация о сокращении количества новых международных многоцентровых клинических исследований (ММКИ) в России в 2023 году почти в восемь раз.
Доля ММКИ в России в прошлом году составила только 2,4%, говорится в отчете Ассоциации организаций по клиническим исследованиям (АОКИ). В 2022 году она была 40%, а в 2012-м — 60%. В прошлом году Минздрав выдал разрешения на проведение 31 ММКИ. Однако в международных базах данных — ClinicalTrials.gov, EU Clinical Trials Register, CTRI.NIC.in — найдено только 18 международных проектов.
На фоне снижения числа ММКИ хороший рост показало количество исследований биоэквивалентности российских компаний. В 2023 году было выдано 473 разрешения на такие исследования, что на 28,9% больше по сравнению с 2022 годом. Иностранные спонсоры получили 122 разрешения на исследование биоэквивалентности, рост составил 71,8%.
В общей структуре КИ на биоэквивалентность отечественных спонсоров приходится самая большая доля — 62,2%.
***
На четвертом месте в TOP5 предложение Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» наделить Минздрав полномочиями устанавливать требования к подготовке медкадров. С инициативой выступил ректор МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко.
По его словам, уже разработаны единые требования условий реализации образовательных программ в вузах, где учредителем выступает Минздрав. Они учитывают материально-техническое, учебно-методическое обеспечение, кадровые, финансовые условия, механизмы оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся.
Глыбочко также выступил с предложением создать центры по оценке компетенций и повышению квалификации преподавательского состава организаций, в которых готовят медицинские кадры.
***
Замыкает пятерку новостей продолжение истории с арестом бывшего министра здравоохранения — зампреда правительства Московской области Светланы Стригунковой. Спустя неделю после того, как ее отправили в СИЗО по обвинению в получении взятки в особо крупном размере, уволился по собственному желанию первый замминистра здравоохранения Подмосковья Евгений Кустов.
Он курировал в ведомстве управление планирования и контроля за медицинской деятельностью. До 2022 года Кустов занимал должность заместителя министра здравоохранения Республики Башкортостан.
Нет комментариев
Комментариев: 0