В НМП рассказали о проблемах с постдипломным обучением и торговле баллами
Минздрав в курсе проблем в области организации постдипломного обучения специалистов, таких как негативное отношение медработников к системе непрерывного медицинского образования в целом, низкая мотивация к обучению и популярность услуги «сопровождение НМО». Об этом рассказал секретарь комиссии по оценке соответствия мероприятий и материалов Координационного совета по развитию НМО Минздрава, заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Залим Балкизов на VIII съезде Национальной медицинской палаты, который проходил 28—29 октября.
В сфере постдипломного обучения наблюдается абсолютный правовой нигилизм, когда медработники сами рассказывают друг другу, как вместо того, чтобы пройти сертификационный цикл повышения квалификации, можно заплатить 7 тыс. руб. и за тебя все сделают, уточнил эксперт. Такое явное нарушение и ФЗ № 323, и нормативных требований Минздрава «почему-то всем кажется нормальным».
«Есть огромное количество рекламы в интернете, которая предлагает пройти переподготовку, повышение квалификации по любой специальности. Это называется красивым термином «сопровождение НМО». Сидит дежурный модератор и на нескольких компьютерах нажимает кнопки, чтобы подтвердить, что человек, якобы, находится на мероприятии и получает за это баллы. Все это, как ни странно, происходит в рамках действующего законодательства. Почему-то это стало нормой», — пояснил специалист.
В Минздраве понимают причины такой ситуации: отсутствие специально выделенного времени на дистанционное обучение; врачи и медсестры перегружены; реальное участие в мероприятиях не приветствует и не оплачивает работодатель, которому некем заменить отсутствующих специалистов, подчеркнул он.
Низкая мотивация объясняется и некоторой формальностью постдипломного образования, которая связана с тем, что большое количество преподавателей не связаны с практической медициной. «Соответственно у врачей сформировалось такое отношение, что это просто формальная необходимость, а учиться, в общем-то, и не надо. Весь мир учится, набирает баллы, но это какие-то глупые американцы. А мы все знаем еще с того момента, когда закончили вуз. Так говорят 90% наших коллег», — рассказал Балкизов.
Многие программы постдипломного образования действительно имеют низкую актуальность, часто не связаны с практикой или освещают ситуацию однобоко, в интересах организаторов-спонсоров. Именно из-за негативного отношения медиков до сих пор не утверждена нормативная база для постдипломного обучения.
Вариантов решения данных проблем рассматривается несколько. Принятие отдельного закона о регулировании медицинского образования; наделение Минздрава большим объемом полномочий в части регулирования постдипломного образования через внесение изменений в ст. 82 ФЗ № 273 «Об образовании»; аккредитация программ дополнительного образования; введение лицензий для образовательных организаций, которые работают в сфере НМО.
Каждый из вариантов несет свои риски, пояснил специалист. Например, введение лицензирования будет оспаривать ФАС. А аккредитация программ дополнительного образования потребует огромного штата экспертов и колоссального объема работы рецензентов от разных профессиональных ассоциаций при неясном источнике финансирования этой затеи. Исполнителем могла бы стать Национальная медицинская палата (НМП), предположил он. Но на съезде президент НМП Леонид Рошаль обратил внимание на то, что до сих пор не решен вопрос с оплатой работы даже членов аккредитационных комиссий.
Ранее в ведомстве прокомментировали увеличение суммарного количества часов, которые медработники будут тратить на непрерывное образование (НМО) в течение пяти лет (с 70 до 106 единиц). Новые требования объяснили необходимостью повышения уровня компетенции врачей и медсестер и равнением на мировой опыт.
При этом больше половины врачей сообщили, что считают систему постдипломного образования «чистым формализмом». Такие данные были получены в ходе опроса интернет-аудитории, проведенного «МВ» совместно с аналитической компанией RNC Pharma, в котором приняли участие 423 медика. Большинство участников (75%) назвали качество образовательного контента в системе непрерывного медицинского образования Минздрава «низким» и «очень низким» и отмечали, что курсы повышения квалификации зачастую содержат рекламу конкретных лекарственных препаратов.
Нет комментариев
Комментариев: 0