Владимир Стародубов допустил полный отказ от страховых компаний в системе ОМС
Функции страхователя могут быть переданы от страховых медицинских организаций (СМО) к ФОМС в отношении всех остальных медицинских организаций — государственных и муниципальных. Это произойдет в том случае, если модель ФОМС как страховщика в отношении федеральных центров будет признана успешной, об этом заявил один из разработчиков действующего закона «Об ОМС», научный руководитель Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, академик РАН Владимир Стародубов в интервью «Медицинской газете» о развитии системы обязательного медицинского страхования в России (его текст доступен на сайте ЦНИИОИЗ).
«Другими словами, функции страховщика будут переданы территориальным фондам. Но страховые принципы — это совершенно другое, они зависят не от того, частные или государственные структуры осуществляют страхование», — пояснил он свою позицию.
По его словам, изначально федеральные клиники создавались, чтобы обеспечить самый высокий уровень оказания медицинской помощи. Их финансирование нельзя было назвать достаточным. Теперь, выдавая направление, руководители больниц и поликлиник могут не задумываться, в какую сумму обойдется субъекту РФ лечение. Таким образом, изменение порядка финансирования позволит территориям, не оглядываясь на собственные финансовые возможности, направлять больных в федеральные клиники. Вопрос в том, насколько это решение оказалось эффективным и следует ли его распространить на все остальные уровни системы ОМС.
«Конечно, страховщики большие объемы средств так просто отдавать не захотят. Но я за то, чтобы все функции страховщика выполнял ФОМС», — подтвердил Владимир Стародубов «МВ».
Медицинское страхование состоялось и помогло здравоохранению пережить трудные времена, — подчеркнул ученый. Но сегодня большинство бюджетов территориальных фондов — дефицитны из-за нестабильной части взноса за неработающее население, которую вносят бюджеты субъектов РФ. Эта сумма сильно зависит от экономического положения региона. Поэтому по-прежнему возникают споры, как сократить затраты на обслуживание системы ОМС. Кроме упразднения страховых компаний еще один путь — это централизация, то есть перестройка ФОМС по типу вертикально интегрированной структуры по аналогии с Пенсионным фондом, с тем чтобы недостающие на его функционирование средства добавлял федеральный бюджет, то есть Минфин РФ.
«Если оставить единственным страховщиком фонд, то страховые компании окажутся ненужными. С другой стороны, сотрудникам фондов придется выполнять работу, которая сегодня возложена на СМК. То есть произойдет пропорциональное увеличение штата. Сколько удастся сэкономить при этом — посчитать трудно. С июля фонд напрямую финансирует федеральные клиники. Я считаю, что это правильный путь, и поддерживаю такие перемены. Опыт покажет, насколько контроль ФОМС окажется эффективным и сколько нужно потратить средств для возложения на него новых функций», — заявил Стародубов.
При достаточном финансировании системы ОМС удалось бы быстро решить вопрос с ограничением платных услуг в государственных больницах и поликлиниках. «В сегодняшней ситуации отказаться от такой формы пополнения бюджета лечебных учреждений нереально. Мое мнение, когда будет достаточное финансирование, можно смело ввести запрет на оказание платных медицинских услуг», — считает Владимир Стародубов. В то же время он пояснил, что считает недопустимым запрещать пациенту доплатить, например, за более современный импортный имплант или кардиостимулятор.
Вступившие в силу с 2021 года изменения в порядке финансирования учреждений системы здравоохранения закрепили за федеральными клиниками возможность получать объемы и финансирование напрямую из бюджета федерального фонда ОМС. При этом уже в конце апреля в Госдуме заявили о росте количества жалоб на качество и доступность медицинской помощи в федеральных медорганизациях (ФМО). По информации Всероссийского союза страховщиков (ВСС), объем жалоб пациентов на качество и доступность медицинской помощи в первом квартале увеличивался с динамикой более 30%–50% в месяц. Причем до 10% обращений касались взимания средств с граждан.
За первое полугодие уровень обращений пациентов в страховые организации уже сравнялся со показателем за весь 2020 год и превысил 3 млн, — подтвердил «МВ» вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов. «Насколько хорошо идет финансирование в федеральные клиники, мы не видим. Но на данном этапе сказать, что произошедшие изменения улучшили состояние системы ОМС, наверное, было бы преждевременно. Жалобы на получение помощи в федеральных клиниках, взимание средств — они присутствуют, и их число не сильно уменьшается. В моем понимании сейчас нет предпосылок к тому, чтобы отказаться от участника, который реально защищает права граждан», — считает он.
«Мы уже долгие годы выясняем, почему в системе ОМС не хватает денег. А причина очень простая — 3,6% взносов на обязательное медицинское страхование — это случайная величина, которая была отрезана от пенсионного фонда и дана на старт системы в 90-е. Размер платежей на работающих должен быть в 2–2,5 раза больше, чем размер взноса на неработающих граждан. Естественно, на этом фоне возникает вопрос о перспективе системы, состоялась она или нет», — пояснил «МВ» основатель и первый директор ФОМС Владимир Гришин.
«МВ» направил официальный запрос в ФОМС с просьбой уточнить, изучали ли в фонде высказывания научного руководителя ЦНИИОИЗ о полной передаче функций страхователя федеральному фонду и рассматриваются ли такие инициативы; проводился ли мониторинг эффективности работы федеральных центров после внесения изменений в законодательство и каковы его результаты.
Нет комментариев
Комментариев: 0