Внутренний контроль остается уязвимым местом медорганизаций

02.10.2017
00:00
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения фактически не является элементом системы управления качеством. Об этом заявил генеральный директор Центра мониторинга и клинико-экономической экспертизы Росздравнадзора Игорь Иванов на форуме SAS Forum Russia 2017.

Презентуя на сессии «Аналитика в здравоохранении» сформулированные специалистами ведомства рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, он напомнил, что в соответствии с ФЗ №323, это зона ответственности руководителя учреждения здравоохранения. И в отсутствие национального отраслевого стандарта качества главврач самостоятельно принимает решение о том, как будет выглядеть этот контроль.

«Анализ контрольных мероприятий Росздравнадзора показал, что практически в половине проверок выявлялись те или иные нарушения: начиная с того, что в некоторых медорганизациях вообще отсутствовала система внутреннего контроля и заканчивая тем, что сформулированные принципы такого контроля не работали», - сообщил Игорь Иванов.

Не способствует исправлению ситуации отсутствие в стране единой системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, единых квалификационных требований к специалистам в этой сфере. Дополняет печальную картину несовершенство системы мониторинга, сбора и анализа информации, фиксации принятых мер в рамках внутреннего контроля. «На выходе мы имеем традиционный для России метод кнута и пряника: наказание определенных специалистов без требуемых корректив в процессах медорганизации. Одного специалиста наказали за выявленный факт, приходит новый и совершает те же ошибки», - пояснил руководитель ЦМИКЭЭ.

Он констатировал, что внутренний контроль остается уязвимым местом российского здравоохранения только по направлению медицинской деятельности, в фармацевтике и производстве медизделий проблем с этим нет. «Профсообщееству в ближайшее время надо выйти на создание отраслевого стандарта качества для медорганизаций. С учетом, разумеется, требований национального законодательства, которое сильно отличается от действующего в других странах», - подчеркнул Игорь Иванов.

Пока же медучреждениям предлагается «сверять часы» по практическим рекомендациям Росздравназора по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, в основу которых легли лучшие практики международных стандартов, а также положительный опыт отдельных организаций РФ. Первая серия этих правил была адресована в 2015 году стационарам, а в 2016-м началось их внедрение в амбулаторно-поликлиническое звено.

Ключевые направления обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в медорганизации

Источник: ЦМИКЭЭ

Игорь Иванов отметил, что традиционный внутренний контроль строится исключительно на анализе медицинской документации. «По сути, это достоверный источник. Но мы с вами научились качественно писать документы и не всегда все, что в них написано, отражает реальное положение дел. И это определенная проблема. Кроме того, документ как источник информации носит ретроспективный характер. Это обстоятельство делает картину неполной», - добавил он. Поэтому Росздравнадзор предлагает использовать 3 дополнительных источника информации, которые нуждаются в оценке: это прежде всего пациенты либо их родственники и законные представители, на которых фактически направлена вся деятельность медорганизации; а также персонал, знания, навыки и компетенции которого необходимо подвергать анализу, чтобы понять насколько адекватно и корректно он ведет себя при оказании медпомощи. А кроме того необходимо прямое наблюдение всех процессов в медучреждении. «Сочетание этих источников информации может давать более объективную картину», - считает руководитель ЦМИКЭЭ.

Результаты внешней оценки медорганизаций на соответствие требованиям практических рекомендаций

Источник: ЦМИКЭЭ

«Система внешней оценки более жесткая, чем внутренняя и, на наш взгляд, более объективная, отражает реальную ситуацию», - сообщил Игорь Иванов. В пример он привел традиционно проблемный для отечественных ЛПУ вопрос, связанный с эпидемиологической безопасностью: «Официальная статистика утверждает, что инфекции, связанные с оказанием медпомощи, у нас практически на нуле. То есть мы единственная страна в мире, победившая внутрибольничную инфекцию. Но мы же понимаем, что это не так. И раздел по эпидбезопасности остается достаточно проблемным для большинства медорганизаций, и это показали результаты аудита», - прокомментировал он.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Аляев Григорий Степанович
Меддокументация это ФОРМАЛИЗМ. Истинный контроль качества за свою долгую жизнь ВИДЕЛ В ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ ФЁДОРОВА ЕЩЁ В 1982 ГОДУ. Все 100% пациентов после лечения, за которое оплачивал Минздрав заходили с документацией к этому врачу, у которого была необходимая аппаратура. Больной опрашивался и осматривался. Если всё нормально ставила подпись и печать на карте к оплате. Если нет на карте делались замечания и больной возвращался в клинику для долечивания, и это было уже за счёт клиники Фёдорова. Вот такой был реальный опыт контроля. А чтение бумажек это капиталистический формализм и повод для коррупции
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.