Фейковые отзывы о врачах в интернете встречали более 45% опрошенных россиян

Согласно статистике, полученной компанией «МедРокет» (разработчик портала «ПроДокторов»), более 45% пользователей встречали в интернете и социальных сетях недостоверные отзывы о врачах либо медицинских услугах. Опрос 1,5 тыс. россиян в возрасте от 18 до 60 лет проведен в сервисе «Яндекс Взгляд», сообщили «МВ» в пресс-службе компании.
Многие из таких отзывов пишутся компаниями «по созданию репутации» на платформах, которые не уделяют должного внимания модерации. Любой пользователь может оставить позитивный или негативный отклик, ничего не зная о продукте, предупредила руководитель департамента контента «МедРокет» Алена Степанова.
| За первые семь месяцев 2025 года на портале «ПроДокторов» не были допущены к публикации 134 тыс. отзывов о врачах. Более 16 тыс. уже опубликованных не прошли проверку на достоверность и были аннулированы. |
Как отличить отзыв, написанный нейросетью, или распознать фейк от пользователя, который не был на приеме у специалиста, а об услугах клиники знает из интернета, рассказала Алена Степанова. По ее словам, тексты от нейросетей, несмотря на их широкое распространение и постоянное совершенствование, отличаются от того, что пишут люди.
Основная черта, на которую следует обратить внимание при анализе, — структурированность текста: люди редко делят свои отзывы абзацами или подзаголовками. Еще одно отличие — излишняя гладкость текста: будто бы над ним поработал редактор, расставил акценты и убрал просторечные слова. Также ИИ обычно ставит кавычки-елочки, использует длинные тире вместо обычных.
Заказной отзыв, написанный человеком, который не был на приеме у врача, распознается довольно легко. Лжепациент может не вдаваться в подробности работы конкретного специалиста, о котором пишет отзыв, специальность или профиль клиники могут быть изменены или попросту перепутаны.
«Автор, пишущий на заказ, не знает ничего о том, как конкретный врач проводит прием. Поэтому фейковый пациент очень субъективно, оценочно и слишком просто повествует о самой услуге. Либо в отзыве может быть информация о распространенном медицинском препарате, который обычно назначают при определенном заболевании, — отметила Алена Степанова. — Размытые и абстрактные формулировки, если речь не идет о деликатных темах, — это признак заказа».
В интернете по запросу «создать репутацию» или «написать отзыв на заказ» можно найти не один десяток страниц, на которых различные организации обещают создать имидж через написание отзывов. Как правило, все они размещаются на ресурсах, которые либо не проводят модерацию, либо не углубляются в проверку написанного на достоверность. На таких сервисах тоже можно легко увидеть отзывы, которые пишутся на заказ.
«Если на сайте есть профиль пользователя, то можно отследить историю его публикаций. Пишет он отзывы на разные клиники? Пишет только положительные отзывы? Есть ли противоречия в его постах? Все это указывает на цели конкретного автора, и, соответственно, каждый его отзыв — фейк», — подчеркнула Алена Степанова.
Она предлагает также обращать внимание на разницу во времени между публикуемыми отзывами. В случае, если она выглядит спланированной или временных промежутков вовсе нет, то, вероятно, отзывы были заказаны в большом количестве. Еще одним признаком фейка может быть схожесть по объему, информативности, ключевым фразам.
Все вышеперечисленное может сообщить реальному пациенту о том, что на эти отзывы было конкретное техзадание, которое исполнители реализовали максимально прямо и некреативно.
Большую роль в проверке отзывов играет модерация контента платформой. Интернет знает немало случаев, когда послабления в модерации либо ее тотальное отсутствие создавали сервисам определенную репутацию в глазах пользователей и разрушали доверие, отметили в «МедРокет».


















Нет комментариев
Комментариев: