Российские НКО получили от иностранных фармкомпаний в 2024 году 585,7 млн рублей

02.12.2025
10:28
В прошлом году иностранные фармкомпании передали российским пациентским организациям в качестве спонсорской помощи и выплат за реализацию совместных проектов 585,7 млн руб. По мнению многих лидеров НКО по сравнению с досанкционным периодом финансовая поддержка сократилась.
Фото: 123rf.com

В прошлом году иностранные фармкомпании направили российским пациентским организациям в качестве спонсорской помощи или в виде выплат за реализацию совместных проектов 585,7 млн руб. Всего о передаче ценностей профильным НКО публично отчитались 13 компаний, пишет «Фармацевтический вестник».

В раскрытых фармкомпаниями отчетах фигурируют 62 адресата — пациентские организации и благотворительные фонды. Наибольшую поддержку — 90,1 млн руб. — получил региональный общественный фонд «Новая жизнь» от Gilead. На втором месте по объему полученных средств благотворительный фонд «Томский АнтиСПИД», который в рамках сотрудничества с Gilead получил 68,3 млн руб. На третьем месте — Фонд развития межсекторного социального партнерства, он получил от компании Janssen 44,7 млн руб.

Больше 20 млн руб. в 2024 году получили только десять пациентских организаций. Пожертвования в адрес других НКО гораздо скромнее. На сайтах российских фармкомпаний аналогичных данных о взаимодействии с пациентскими организациями обнаружить не удалось.

Большинство опрошенных представителей крупных пациентских НКО — участников Всероссийского союза пациентов отметили, что спонсорская поддержка с 2022 года сократилась. Однако в оценке ее уровня мнения разошлись: некоторые говорили о значительном снижении объема спонсорской помощи, кто-то указывал, что суммы уменьшились не более чем на 20—30%.

«Объем средств, которые фармацевтические компании выделяют на проведение публичных мероприятий — конференций, форумов, круглых столов, — снизился примерно на 25%. При этом стоимость самих мероприятий, включая аренду площадок и организационные расходы, напротив, существенно выросла — в некоторых случаях до 40%. Но снижение финансирования не привело к сокращению активности пациентских организаций — мы видим расширение спектра тем и форматов. Это связано с тем, что к партнерству стали активнее подключаться российские фармкомпании», — рассказал президент Общероссийской общественной организации инвалидов — больных рассеянным склерозом, сопредседатель ВСП Ян Власов.

По его оценкам, средний годовой объем спонсорских средств у большинства пациентских организаций не превышает 10—15 млн руб. Как говорит президент Всероссийского общества гемофилии, сопредседатель ВСП Юрий Жулёв, в последние годы подход фармкомпаний к сотрудничеству с пациентскими организациями стал более строгим: усилились требования к отчетности, усложнились процедуры оформления и контроля, особенно у международных компаний. При этом российские производители стали заметно активнее участвовать в совместных проектах с пациентскими НКО. Это обеспечивает диверсификацию источников и позволяет реализовывать дополнительные форматы поддержки пациентов без участия фармы.

«Поддержка осуществляется по двум направлениям: пожертвования и спонсорская помощь. Мы принципиально не занимаемся рекламой препаратов и не поддерживаем конкретные торговые наименования. Обсуждение группы препаратов и их погружение в Программу госгарантий, как правило, идет по международным непатентованным наименованиям», — отметил Юрий Жулёв.

Зарубежные фармкомпании продолжают поддерживать НКО, но просят не ставить логотип и не благодарить их публично, так как медиаактивность у них серьезно ограничена, рассказал председатель правления Межрегиональной общественной организации «Вместе против гепатита» Никита Коваленко. По его словам, сообщество благодарно всем партнерам, однако «обидно, что несмотря на серьезное падение рубля, объем поступлений от зарубежных компаний не увеличился».

«Вероятно, сейчас средства выделяются исключительно из бюджета локального юрлица. В целом стало сложнее согласовывать проекты, так как многие закрыли проекты, направленные на пациентов, и оставили только активности, направленные на врачей. На этом фоне некоторые российские компании расширили поддержку НКО, но не все», — рассказал Никита Коваленко.

Президент ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова отметила позитивную динамику: в этом году к совместной работе вернулись некоторые крупные международные компании, такие как Bayer и Pfizer. Но взаимодействие с иностранными игроками напрямую зависит от присутствия препаратов на рынке. Если лекарства нет в России, то теряются ключевые точки соприкосновения, такие как обмен данными о применении терапии.

Как правило, в качестве спонсорской поддержки фармкомпании оплачивают врачам участие в конференциях и консультации, а некоммерческим ассоциациям дают пожертвования, гранты или компенсируют расходы на мероприятия и исследования. Например, НКО могут помогать компании собирать данные о побочных эффектах препаратов, вести проекты юридической помощи или информирования, курировать скрининги для отдельных категорий пациентов. В некоторых случаях организация может оказывать адресную благотворительную помощь.

В 2013 году Европейская федерация фармацевтической промышленности и ассоциаций (EFPIA) потребовала от фармкомпаний раскрывать информацию о ценностях, переданных в пользу специалистов и организаций здравоохранения. Российская Ассоциация международных фармпроизводителей (АМФП), которая входит в EFPIA, присоединилась к этой инициативе в 2016 году. Члены АМФП, несмотря на сворачивание бизнеса некоторыми западными компаниями, продолжают публиковать отчеты после 2022 года. В кодексе надлежащей практики АМФП нет требования о раскрытии информации о передаче ценностей пациентским организациям, но некоторые участники делают это на добровольной основе.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь