ФАП-строительство не решает проблем
По информации фонда независимого мониторинга «Здоровье» со ссылкой на данные Счетной палаты, в 2015 году в России насчитывалась 31,6 тысячи ФАПов. Однако работают далеко не все. «Мы ездим по регионам и видим, что многие из них числятся только на бумаге. И это при том, что в 90% случаев ФАП на селе является единственным местом, где можно приобрести лекарства», - отмечает директор фонда Эдуард Гаврилов.
Что стоит ФАП построить?
Но обвинять региональные власти в бездействии нельзя. Программы по развитию первичного звена финансируют многие субъекты. Например, Нижегородская область, где создана региональная программа строительства типовых ФАПов. Средняя стоимость одного такого пункта колеблется от 6 до 6,7 млн рублей. При этом региону дешевле возвести новый ФАП, чем ремонтировать устаревший. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев пообещал в течение 2017 года выделить 150 млн рублей на строительство 26 ФАПов в тех поселках, в которых они вообще отсутствуют. А затем привести в порядок еще около 40, капитально отремонтировав или заменив их типовыми.
В январе 2017 года отдельную программу по развитию фельдшерско-акушерских пунктов по поручению главы региона должен был подготовить Минздрав в Приамурье. Аналогичная губернаторская программа по капитальному ремонту и строительству ФАПов действует в Томской области: в 2016 году здесь были введены в строй 25 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, в этом планируется возвести 11 объектов и отремонтировать шесть. В 2017 году 11 новых ФАПов будет построено в Пермском крае, в Удмуртии – построят 22 новых и еще в 10 планируется капитальный ремонт. В Крыму в 2016 году был открыт 21 фельдшерско-акушерский пункт, в основном это модульные быстровозводимые объекты. По данным, которые приводила в рамках рабочего визита в республику в 2016 году министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, в течение 2017 года в Крыму планируется построить еще 22 объекта.
В Забайкальском крае в капитальном ремонте нуждаются 180 ФАПов из более 500 и еще пять необходимо построить. При этом, по данным краевого Минздрава, только в 73 пунктах есть собственный автотранспорт, в 42 проведен интернет. Региональный Минздрав планирует создавать постоянно действующие мобильные бригады медиков, чтобы повысить доступность помощи.
Строительство шести новых ФАПов было завершено в 2016 году в Якутии. При этом, как сообщил в начале февраля министр здравоохранения региона Михаил Охлопков, в республике объявлен мораторий на сокращение медицинских учреждений. «У нас есть понятия – нормативы оказания медицинской помощи. Мы должны оказывать экстренную медицинскую помощь в течение 20 минут. Неотложная помощь должна быть оказана в течение 180 минут, и первичная специализированная помощь должна быть оказана в пределах 180-190 минут. Нам крайне невыгодно сокращать больницы. Мы будем держаться за каждое специализированное отделение и за каждую специализированную медицинскую организацию», — заявил он.
Качественная реорганизация
Не везде процесс реновации ФАПов протекает гладко. В начале февраля ОНФ представил данные мониторинга ситуации с работой пунктов в Подмосковье. По данным «фронтовиков», из построенных в 2015 году 48 объектов сегодня функционируют лишь 23. Остальные стоят закрытыми с момента сдачи в эксплуатацию, то есть больше года. Данные факты стали поводом для обвинения региональных властей в нецелевом расходовании средств. Однако, как пояснил в конце декабря на заседании Мособлдумы заместитель начальника Управления капитального строительства Министерства строительного комплекса Московской области Александр Давлетов, введение 45 ФАПов в 2016 году было перенесено на следующий год из-за того, что возникли проблемы с земельными участками. Всего же, по его данным, в Московской области с 2015 по 2017 год запланировано строительство 135 ФАПов.
И все же, как уверяет Эдуард Гаврилов, для улучшения ситуации с сельской медициной предпринимаемых мер мало. «Число посещений ФАПов жителями села в 2015 году сократилось на 5,6% (с 78 до 73,7 миллиона посещений). Одна из возможных причин этого – сокращение числа самих ФАПов», - отмечает он. То есть, даже несмотря на положительные сводки из регионов, в фонде делают вывод, что негативная тенденция в плане доступа сельских жителей к медпомощи продолжает сохраняться.
Причем особого выбора у селян нет. Больше 16 тысяч сел расположены за 20-50 км до ближайшего ФАПа или фельдшерского пункта, а еще 4 с лишним тысячи – и того дальше. Половина всех населенных пунктов лишена общественного транспорта, и жители могут добраться до медицинских организаций только на своей машине или пешком. «В августе 2015 года мы провели опрос среди 6,2 тысячи медработников из 85 регионов. Почти 80% из них подтвердили, что им известно о случаях закрытия медицинских организаций в сельской местности. При этом практически все медики уверены, что подобная оптимизация отрицательно влияет на доступность медицинской помощи в небольших населенных пунктах», - уточнил Эдуард Гаврилов.
Лечение на расстоянии
В поисках решения проблемы региональные власти изыскивают разные способы. Где-то, как, например, в Белгородской области, делают ставку на мобильность. Передвижной фельдшерско-акушерский пункт уже почти год курсирует по районам, где фельдшеров нет вообще. В автомобиле с автономным водоснабжением есть необходимое оборудование для осмотра пациентов, вакцинопрофилактики взрослого и детского населения, оказания плановой, неотложной, а при необходимости и экстренной медицинской помощи. Установлен аппарат ЭКГ, весы, ростомер, тонометр, глюкометр, небулайзер для измерения дыхания, набор лекарственных препаратов для выездной аптечной торговли. За 8 месяцев прошлого года медицинскую помощь в таком мобильном ФАПе получили 1600 человек. Такие же передвижные медицинские пункты работают в Челябинской, Оренбургской, Сахалинской областях, на Ямале и в Республике Коми.
С целью повышения доступности медпомощи где-то, как в Смоленской области, организуют сборные выездные бригады врачей из центральных больниц. Ну, и конечно, модернизируют сами ФАПы. В Томской области, например, с целью снижения летальности от болезней системы кровообращения ставят в сельские фельдшерско-акушерские пункты дистанционные аппараты ЭКГ. Снятую фельдшером на месте кардиограмму можно передавать в районные больницы и ОКБ, где будут принимать решение о тактике лечения. В регионе уже закуплено 268 дистанционных аппаратов ЭКГ на общую сумму 22 млн рублей. Телеметрическим оборудованием в течение трех лет планируется оснастить 642 пункта в Нижегородской области.
Впрочем, иногда сам ФАП есть, но в нем некому работать. Фельдшерские ставки в ФАПах предлагают врачам, есть также региональные программы по выплате подъемных, сумма компенсаций которых разнится от региона к региону от 150 до 500 тысяч рублей. В Удмуртии, где из 611 ФАПов в сотне нет постоянно работающих специалистов, фельдшерам выплачивают 500 тысяч рублей. Аналогичные программы работают в Архангельской, Псковской, Оренбургской, Владимирской областях.
«У нас в Смоленской области из 500 ФАПов закрыто только два. Но и то причина лишь в том, что сами населенные пункты перестали существовать», - рассказала «МВ» председатель Смоленской врачебной палаты, председатель Общественного совета по здравоохранению при Минздраве РФ Наталья Аксенова. Однако и она согласна с тем, что главная проблема сельского здравоохранения – кадровая. Из-за отсутствия специалистов нередко два ФАПа обслуживает один фельдшер. «Думаю, нужна федеральная программа по развитию первичного звена, где ФАПы были бы прописаны отдельной строкой, а также отдельные меры по поддержке специалистов среднего звена», - предлагает Наталья Аксенова.
Число подразделений, входящих в состав больничных организаций, расположенных в сельской местности в 2015 году
Амбулатории |
Участковые больницы в составе медицинской организации |
Фельдшерско-акушерские пункты (включая передвижные) |
Фельдшерские пункты (включая передвижные) |
|
Российская Федерация |
4264 |
1307 |
32803 |
2073 |
Центральный федеральный округ |
845 |
100 |
6603 |
602 |
Белгородская область |
52 |
9 |
542 |
- |
Брянская область |
55 |
1 |
568 |
22 |
Владимирская область |
56 |
1 |
325 |
- |
Воронежская область |
142 |
26 |
470 |
- |
Ивановская область |
16 |
- |
244 |
- |
Калужская область |
19 |
8 |
380 |
- |
Костромская область |
38 |
- |
156 |
165 |
Курская область |
28 |
3 |
355 |
- |
Липецкая область |
25 |
1 |
388 |
- |
Московская область |
202 |
16 |
441 |
- |
Орловская область |
30 |
5 |
448 |
- |
Рязанская область |
36 |
12 |
497 |
26 |
Смоленская область |
37 |
8 |
484 |
- |
Тамбовская область |
- |
- |
438 |
43 |
Тверская область |
26 |
10 |
511 |
56 |
Тульская область |
28 |
- |
41 |
290 |
Ярославская область |
55 |
- |
315 |
- |
Москва |
- |
- |
- |
- |
Северо-Западный федеральный округ |
219 |
62 |
2332 |
101 |
Республика Карелия |
50 |
2 |
128 |
- |
Республика Коми |
17 |
13 |
303 |
- |
Архангельская область без автономного округа |
53 |
21 |
443 |
- |
Ненецкий автономный округ |
- |
- |
24 |
- |
Вологодская область |
47 |
21 |
522 |
- |
Калининградская область |
15 |
3 |
204 |
- |
Ленинградская область |
2 |
- |
175 |
14 |
Мурманская область |
11 |
- |
20 |
- |
Новгородская область |
22 |
2 |
164 |
87 |
Псковская область |
2 |
- |
349 |
- |
Санкт - Петербург |
- |
- |
- |
- |
Южный федеральный округ |
421 |
164 |
2259 |
7 |
Республика Адыгея |
20 |
2 |
122 |
- |
Республика Калмыкия |
11 |
2 |
88 |
- |
Краснодарский край |
124 |
67 |
407 |
7 |
Астраханская область |
41 |
22 |
145 |
- |
Волгоградская область |
44 |
45 |
699 |
- |
Ростовская область |
181 |
26 |
798 |
- |
Северо-Кавказский федеральный округ |
467 |
173 |
844 |
702 |
Республика Дагестан |
156 |
105 |
381 |
622 |
Республика Ингушетия |
23 |
- |
18 |
- |
Кабардино-Балкарская Республика |
95 |
- |
14 |
1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
6 |
12 |
87 |
2 |
Республика Северная Осетия - Алания |
51 |
1 |
33 |
17 |
Чеченская Республика |
59 |
27 |
185 |
- |
Ставропольский край |
77 |
28 |
126 |
60 |
Приволжский федеральный округ |
971 |
206 |
10603 |
423 |
Республика Башкортостан |
172 |
45 |
2080 |
- |
Республика Марий Эл |
42 |
9 |
214 |
- |
Республика Мордовия |
26 |
- |
489 |
- |
Республика Татарстан |
92 |
17 |
1768 |
- |
Удмуртская Республика |
61 |
16 |
611 |
- |
Чувашская Республика |
43 |
6 |
508 |
17 |
Пермский край |
72 |
12 |
640 |
- |
Кировская область |
62 |
3 |
532 |
41 |
Нижегородская область |
89 |
51 |
800 |
70 |
Оренбургская область |
154 |
10 |
950 |
- |
Пензенская область |
65 |
7 |
303 |
202 |
Самарская область |
- |
- |
476 |
17 |
Саратовская область |
79 |
13 |
821 |
- |
Ульяновская область |
14 |
17 |
411 |
76 |
Уральский федеральный округ |
171 |
83 |
2446 |
143 |
Курганская область |
21 |
2 |
628 |
110 |
Свердловская область |
12 |
7 |
407 |
- |
Тюменская область без автономного округа |
45 |
19 |
672 |
- |
Ханты-Мансийский АО |
27 |
20 |
71 |
- |
Ямало-Hенецкий АО |
12 |
14 |
15 |
16 |
Челябинская область |
54 |
21 |
653 |
17 |
Сибирский федеральный округ |
774 |
293 |
5957 |
82 |
Республика Алтай |
18 |
10 |
135 |
- |
Республика Бурятия |
96 |
7 |
336 |
- |
Республика Тыва |
16 |
3 |
92 |
- |
Республика Хакасия |
31 |
20 |
123 |
- |
Алтайский край |
223 |
25 |
881 |
- |
Забайкальский край |
14 |
11 |
467 |
- |
Красноярский край |
78 |
58 |
853 |
- |
Иркутская область |
71 |
61 |
624 |
60 |
Кемеровская область |
- |
- |
486 |
1 |
Новосибирская область |
110 |
51 |
915 |
- |
Омская область |
102 |
45 |
809 |
- |
Томская область |
15 |
2 |
236 |
21 |
Дальневосточный федеральный округ |
272 |
216 |
1236 |
13 |
Республика Саха (Якутия) |
63 |
143 |
208 |
4 |
Камчатский край |
11 |
2 |
26 |
9 |
Приморский край |
43 |
5 |
344 |
- |
Хабаровский край |
51 |
24 |
175 |
- |
Амурская область |
58 |
22 |
318 |
- |
Магаданская область |
2 |
4 |
11 |
- |
Сахалинская область |
30 |
6 |
73 |
- |
Еврейская автономная область |
8 |
- |
62 |
- |
Чукотский автономный округ |
6 |
10 |
19 |
- |
Крымский федеральный округ |
124 |
10 |
523 |
- |
Республика Крым |
124 |
10 |
511 |
- |
город Севастополь |
- |
- |
12 |
- |
Источник: Минздрав
Нет комментариев
Комментариев: 0