Критерии оценки качества медицинской помощи будут унифицированы 

21.01.2019
00:00
В новом законе о клинических рекомендациях определено, что экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с ч.2 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Нюанс заключается в том, что статья о применении этих критериев вступает в силу только с 2022 г. При этом существует приказ Минздрава № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», действующий с 1 июля 2017 г., в котором указано, что данные критерии применяются для всех организаций, у которых есть лицензия на медицинскую деятельность. На это противоречие указал управляющий Центром медицинского права Алексей Панов.

Из изменений в закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» следует, что, если медицинская организация – частная или государственная – работает в системе ОМС, то критерии приказа № 203н для нее не действуют, а если работает в системе платных медицинских услуг, то действуют. Соответственно критерии приказа не могут служить аргументом в суде, если оспариваемая медицинская услуга финансировалась из средств ОМС, и напротив должны быть приняты во внимание, если речь идет о договоре платных услуг, отметил он в ходе юридической видеоконференции.  

Работал ли вообще приказ № 203н – большой вопрос, заметил старший юрисконсульт «ЮрБюро» Дмитрий Гаганов. «Были рекомендации рассмотреть эти критерии. Но эксперты, сотрудничающие со страховыми медицинскими организациями (СМО), опираются на свои ведомственные приказы. В актах экспертизы качества медицинской помощи от СМО или Фонда ОМС обычно нет указания на данный приказ, ссылки идут на приказ ФОМС № 230 от 1 декабря 2010 года по дефектам («Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». – Прим. ред.) и, как правило, на национальные клинические рекомендации. В законе № 326-ФЗ вообще не было ссылки на критерии оценки качества», – говорит юрист.

По его мнению, декабрьские изменения унифицируют систему критериев качества медицинской помощи. «Кроме того, будут введены единые требования к внутренней системе оценки качества медицинской помощи во всех медицинских организациях, эту работу будет курировать Росздравнадзор. Это еще один кирпич в фундамент создания единой системы», – отметил Дмитрий Гаганов.

Действующие нормативные акты устанавливают разные подходы, соглашается директор НП «Тюменская медицинская палата», член общественного совета Управления Роспотребнадзора Тюменской области Николай Попенко. «Приказ № 230 Фонда ОМС при контроле качества медицинской помощи оценивает стандарты, порядки, степень достижения результата и... сложившуюся клиническую практику. Что это такое, не знает никто. И вообще, что оценивает этот приказ – большой вопрос. Создавая единую систему его нужно полностью менять, он не поддается корректировке из-за противоречий с федеральным законодательством», – считает он.

Эксперт отметил, что к качеству медицинской помощи этот документ имеет косвенное отношение. «Проверяются договорные и хозяйственные отношения медицинской организации, вовремя ли она сдала счета, есть ли в них арифметические ошибки или опечатки. Четыре раздела описывают подобные нарушения и лишь один касается экспертизы качества медицинской помощи», – пояснил Николай Попенко.

Дмитрий Гаганов рассказал о судебной практике по делам, в которых необходима оценка качества медицинской помощи: «При судебной оценке доказательств, в том числе некачественной медицинской помощи, будут использоваться критерии оценки, введенные приказом Минздрава № 203н. Как правило, судьи опираются на выводы судебной экспертизы, а у эксперта тоже есть выбор, какую базу он будет привлекать, – говорит он. – Последние три года прослеживается тенденция, что при проведении судебно-медицинской экспертизы экспертам не рекомендуется говорить о качественности / некачественности медицинской помощи (это юридическая оценка), но использовать критерии при формировании выводов они могут».

Нормативные акты, на которые опираются эксперты, будут использоваться и судьями, считает Алексей Панов. «Если судебно-медицинский эксперт будет ссылаться на критерии приказа № 203н, то и судьи станут их применять... По сути, суды будут оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, поэтому в разных регионах практика будет своя», – отмечает он.

По мнению юриста, изменения в закон связаны с необходимостью переходного периода для системы ОМС. «Я думаю, что система ОМС не в состоянии пока обеспечить соответствие этим критериям. Поэтому государство решило предоставить возможность выйти из использования приказа № 203н с помощью переходного периода», – говорит он.

А Дмитрий Гаганов напоминает, что с конца 2018 г. медицинским организациям настойчиво рекомендуется внедрять локальные нормативные акты, описывающие порядок взаимодействия со страховыми представителями. «Это неотъемлемая часть переходного периода: страховые представители тоже будут опираться на единые критерии», – резюмирует он.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Журавлёв Дмитрий Викторович
Пациент стал инвалидом в результате болезни или травмы; пациент умер в результате болезни или травмы - это "степень достижения результата"? Это дефект медпомощи? Кто крайний по Приказу 230?
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.