Миражи и виражи онкострахования

22.11.2017
00:00

Страхование - один из наиболее сложных и неоднозначных вопросов в системе здравоохранения. Активно набирающая популярность тема страхования от критических болезней добавляет масла в огонь. По оценкам экспертов, этот рынок достигнет в России к концу 2017 года 1 миллиона договоров.

Показатель имеет тенденцию к росту, что объяснимо. Во-первых, сам по себе вопрос болезненный. Во-вторых, у него бесконечное множество вариантов исполнения. И тут возникают вопросы на грани законности, этики и морали. 

Кому война, кому мать родна

Тему поднял исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев. Он привел пример, когда человек сознательно пришел страховаться от онкологического заболевания, а оказалось, что у него уже есть три страховки от рака, которые входили в полисы страхования жизни, приобретенные им в «добровольно-принудительном» порядке при получении кредитов в банке. 

По оценкам эксперта, в масштабах России таким способом продано порядка 500 000 страховок. «Явным образом страховок продается гораздо меньше. Как правило, их продают через агентскую сеть», - отмечает эксперт. По его оценкам, объем подобных продаж составляет 2-3 тысячи страховок в месяц. Цена зависит от пакета предложения и может варьировать в диапазоне 15 000-20 000 рублей в месяц.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов говорит, что страдают в этой ситуации больше всего пациенты. И здесь больший удельный вес занимает даже не прямой ущерб, а его последствия. Ведь мошенники подрывают доверие к системе страхования и дискредитируют инструмент, который по сути разумен и полезен. Это, во-первых, возможность более оперативно иметь в распоряжении необходимые консультации, получить альтернативное мнение. Во-вторых, человек, заболевший раком, как правило, оказывается вынужден не работать. Поэтому система страховых выплат в этой ситуации послужит хорошей поддержкой.

«За тем, чтобы не было навязанных услуг пристально следит Банк России. У него есть специальная служба по защите прав пользователей финансовых сервисов», - отмечает Дмитрий Кузнецов. Наличие проблемы признает и директор компании «Независимые страховые консультанты», основатель проекта «Онкострахование» Сергей Катаргин: «Навязывание страхования при кредитовании - очередной инструмент обогащения банков, который не добавляет доверия к системе».

Дело важное и нужное

Само по себе страхование здоровья - вещь полезная. А тем более страховка от критических болезней. По статистике, сегодня в России каждый четвертый пациент подвержен риску онкологических заболеваний. При этом государственные гарантии оказания медицинской помощи покрывают максимум 60-70% лечения. Сумма в 1,5 млн рублей, выплачиваемая по страховке, позволяет получить качественное лечение когда в нем возникает необходимость.

Портал Medvestnik.ru уже рассказывал о разных программах страхования от критических болезней, среди которых есть, например, пакеты, включающие неограниченное количество удаленных круглосуточных консультаций, ежегодное обследование организма в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Есть страховая защита на случай обнаружения онкологического заболевания с организацией и покрытием расходов на лечение. Есть специальные страховки для лечения за границей.

Ловят рыбку в мутной воде

Что касается незаконно проданных, навязанных страховок, здесь масштаб проблемы увеличивается еще и тем, что по этому сегменту нет статистических данных. Даже по легальному страхованию. А измерить теневой рынок не представляется возможным тем более. Как рассказал Сергей Катаргин, данные по страхованию от критических болезней входят в общую сумму сборов и выплат по страхованию жизни от несчастных случаев и заболеваний - данные подают страховщики в страховой надзор.  

При этом относительно страховок, навязанных клиентам без их ведома, Дмитрий Кузнецов полагает, что говорить, будто человек абсолютно не знает об имеющихся у него договорах, не совсем корректно. «Пока еще ни один договор у нас не заключается кивком головы», - констатирует эксперт.

По его мнению, существенная часть проблемы лежит в плоскости легкомыслия и безответственности самих пациентов - многие подписывают договоры не читая. «Люди трое суток могут серфить в интернете информацию о выборе пылесоса, но абсолютно легкомысленно относятся к подписыванию финансовых документов», - сетует вице-президент ВСС.

А вот что действительно заслуживает внимания системы в этой связи - это недобросовестное поведение продавцов услуг. Причем, здесь речь идет не столько о непосредственно страховых компаниях, сколько об агентах. «Очевидно, что человек, попавший в беду, будет хвататься за соломинку. И, наверное, найдутся те, кто будет продавать страховку от онкологии рядом с Каширкой. То есть страхуется разбитая машина. Об этом надо знать. Страховка должна быть до наступления событий. Но это недобросовестность агентов», - комментирует Дмитрий Кузнецов. По его мнению, решением проблемы могла бы стать санация данной ниши, создание единой базы страховых агентов. И дискуссии на эту тему в профессиональном сообществе идут.   

Присоединяйтесь!

Все новости российской и мировой медицины в нашем Telegram-канале @MedicineNews.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.