Отличники школьной медицины
Богатыри не мы
«Ростовская область одной из первых в России нашла точки взаимодействия между министерствами образования и здравоохранения, - рассказывает депутат Госдумы Юрий Кобзев. - С 2012 года здесь заработал региональный центр по здоровьесбережению в сфере образования. Полученный опыт помог специалистам в сфере здравоохранения в 2016 году включиться в федеральный пилотный проект «Школьная медицина». Это модель школьной медицины, которая является прежде всего профилактической. Проект предусматривает введение в штаты детской поликлиники должности врача по гигиене детей и подростков и фельдшера дошкольного и школьного педиатрического отделения. Результаты полученных исследований в школьных медкабинетах передаются врачам-специалистам поликлиники для использования при проведении профилактических осмотров детей. Все это позволяет создавать целостную систему профилактики здоровья школьников».
Действительно поначалу картинка складывалась просто превосходно. Казалось, за 4 года регион сделал существенный скачок в деле сбережения здоровья школьников. Шутка ли, по данным 2016 года на Дону 57,4% детей уверенно входили в I группу здоровья (тогда как в среднем по стране – 33%). Суммарно же 93,4% детского населения Ростовской области были отнесены к I и II группам. Но когда начали изучать статистику более пристально, то вскрылись еще более удивительные факты. В ряде сельских территорий здоровых было 100% несовершеннолетних, а детей-инвалидов соответственно 0%. Эти данные никак не стыковались со сведениями Фонда социального страхования, который уверенно относил 1,5% детского населения к V группе.
Выходит, целая когорта детей попросту выпадает из поля зрения врачей, не получает лечения и реабилитации. Да и те, что участвуют в профилактических осмотрах, зачастую обследуются формально, по конвейерному принципу. В итоге заболевания, которые могли бы быть диагностированы и откорректированы, со временем приобретают хронический характер. (В среднем 20% выпускников школ оказываются «хрониками».)
«Данные регулярных профосмотров показывают, что на второй этап диспансеризации направляются 6,8% несовершеннолетних, - говорит начальник отдела охраны здоровья женщин и детей управления лечебно-профилактической помощи Минздрава Ростовской области Татьяна Выгонская. – А согласно медицинской статистике, от 22 до 24% детей состоят на диспансерном наблюдении. По идее, цифры должны совпадать, но они отличаются».
Происходит это в том числе потому, что слишком много функций возложено на специалистов школьной медицины, и ни врач-педиатр, ни медсестра, работающая в школьном медицинском кабинете, с таким объемом справиться не в состоянии. В соответствии с приказом Минздрава помогать им должен врач по гигиене детей и подростков, но сертифицированные специалисты данного профиля в огромном дефиците. В большинстве территорий работа в образовательных организациях является дополнительной нагрузкой участковых педиатров, медсестер и фельдшеров ФАПов, у которых и без того полно забот.
«Кадровый вопрос больно ударил по школьной медицине, - продолжает Татьяна Выгонская. - Это последнее, что укомплектовывалось. А если ставка не укомплектована, она со временем исчезает. Сегодня в штатных расписаниях муниципальных образований выделено 152 ставки врачебных и 509 – средних медработников, укомплектованность составляет 72,6 и 83,1% соответственно. Из 114 врачей 36,9% являются внешними совместителями, а 41,2% - пенсионеры».
В детской городской поликлинике №4 Ростова-на-Дону, исходя из численности закрепленных за нею несовершеннолетних, должно быть 10 ставок врачей-педиатров и 20 ставок медсестер. По факту эти цифры равны 6 и 12,5 соответственно.
Волонтерские организации участвуют в проведении пациентских школ, просветительских мероприятий и профилактических акций
«Штатное расписание нашего ЛПУ составлялось в период открытия поликлиники, - поясняет главный врач ДГП №4 Елена Теплякова. - За последние пять лет в районе обслуживания были построены 4 новых детсада, открыта новая школа, поэтому штатное расписание не соответствует реалиям. К тому же штаты укомплектованы примерно на 62%. В условиях кадрового голода часть обязанностей этих специалистов была делегирована врачам Центра здоровья, находящегося в составе поликлиники. Мы пересмотрели логистику работы нашего отделения. В каждом детсаду и в каждой школе имеется медсестра, которая, конечно, занимает не 1 ставку, а 1,5 и больше. При этом 9 штатных врачей-педиатров по территориальному признаку закреплены за образовательными организациями и работают там по установленному графику».
Частично закрыть брешь помогают волонтеры, от которых многие ЛПУ, по словам самих добровольцев, отмахиваются как от назойливых мух. Волонтерские организации участвуют в проведении пациентских школ, просветительских мероприятий и профилактических акций.
На расстоянии клика
Включаясь в пилот, медицинские организации переживали по поводу отсутствия каналов обмена информацией между школьным врачом и участковым педиатром. Если с ребенком что-то произошло в период обучения и он самостоятельно не обращался за медицинской помощью, его лечащий врач ничего не знает о состоянии здоровья учащегося. В детской городской поликлинике №1 Ростова-на-Дону, которая является флагманом информатизации среди учреждений здравоохранения региона и основной площадкой пилота, такой обмен наладили в два счета. Каждый педиатр имеет автоматизированное рабочее место, а участковый педиатр на выезде – планшет, при желании любой родитель может завести личный сайт пациента. В медкабинетах школ установлены скрининг-диагностические комплексы «Армис». Сразу после завершения доврачебного обследования посредством защищенной Интернет-связи данные передаются на сервер медицинской организации, электронную медкарту.
Но такими возможностями, безусловно, могут похвастать единичные ЛПУ в стране. В школах ситуация еще хуже. В Ростовской области 1158 образовательных организаций, в 542 из них имеются медкабинеты, и помощь там лицензирована. Остальные либо медкабинетов не имеют, либо не могут лицензировать их. Закон позволяет организовать помощь школьникам на базе медицинской организации на договорных условиях, но в этом случае вся работа сводится к вакцинопрофилактике и профосмотрам. Просветительская деятельность оказывается за скобками, хотя ею нельзя пренебрегать.
«Как показали наши исследования, у половины школьников не закреплены элементарные гигиенические навыки, такие как соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузки, регулярное рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, пребывание на свежем воздухе, а также навыки личной гигиены», - подчеркивает Татьяна Выгонская.
На базе ДГП№1 был создан Центр медицинских телекоммуникаций, который проводит и транслирует вебинары по личной гигиене, здоровому образу жизни и навыкам оказания первой доврачебной помощи. Лекторы не просто бубнят заученные темы, а стараются найти оригинальную форму подачи информации, у учащихся есть возможность задать вопросы онлайн.
«В прошлом году вебинарами было охвачено порядка 80 школ Ростова-на-Дону, однако технические возможности позволяют нам вещать сразу на 250 абонентов, независимо от их местоположения», - утверждает главный врач ДГП№1 Владислав Ерофеев.
Некоторые образовательные учреждения и рады были бы подключиться, но их ограничивает отсутствие стабильного Интернета.
На шаг ближе
Что еще было сделано в рамках пилота? За прошедший год в Первомайском районе Ростова-на-Дону, в школе №44 и гимназии №19 посредством комплексов «Армис» было обследовано 272 ребенка (1, 5, 9 и 11 классы). Более чем в 60% случаев были обнаружены отклонения от физиологической нормы, из-за чего их направили на дообследование и консультации узких специалистов. Аппараты известны склонностью к гипердиагностике, впоследствии проблемы подтвердились менее чем у 50% пациентов, но, как говорится, лучше перестраховаться, чем пропустить патологию.
«Обе школы вполне типичные, - признает заместитель начальника Управления здравоохранения Ростова-на-Дону Юлия Порутчикова. - Работают в 2 смены, классы переполнены, медицинские кабинеты расположены в приспособленных помещениях. По итогам пилота были составлены гигиенические паспорта, в которых отражены основные факторы внутришкольной среды и соответствие объектов требованиям законодательства. На следующем этапе предстоит разработать мероприятия по снижению вредных факторов на здоровье школьников, а также создать единую концепцию обеспечения в образовательном учреждении благоприятных условий для благополучия детей».
Порядка 30 школ Ростова имеют стоматологические кабинеты
В школах, прикрепленных к ДГП№4, другая специфика. «При первичном осмотре у более 40% школьников обнаружены проблемы с органами зрения, - делится опытом Елена Теплякова. – Мы решили прицельно заняться их решением и создали в структуре нашего ЛПУ кабинет охраны зрения и постоянно его совершенствуем».
Из-за невозможности лицензировать медицинскую деятельность в школах возникла законодательная инициатива. Минздрав Ростовской области ходатайствовал перед федеральным ведомством о внесении необходимых изменений в действующее законодательство.
«Согласно приказу №822н «О порядке оказания медпомощи несовершеннолетним» рекомендуемые штатные нормативы – это врач по гигиене детей и подростков, а в приказе №121н – при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях «выполняются работы по гигиеническому воспитанию», - комментирует коллизию Юлия Порутчикова. - Мы предложили добавить сюда врача по гигиене детей и подростков. Стоит отметить, что в числе конечных целей нашего пилота: работа школьного врача должно стать интересной, перспективной, современной и высоко -оплачиваемой».
На недавней коллегии Минздрава Ростовской области, посвященной предварительным итогам проекта «Школьная медицина», глава ведомства Татьяна Быковская призвала заместителей глав муниципальных образований уже сейчас подключаться к инициативе и внедрять то, что не требует колоссальных усилий, не дожидаясь 2018 года, когда это станет обязательным.
Нет комментариев
Комментариев: 0