Педагоги и капуста
Точно в цель
Незадолго до начала январских праздников редакция направила запросы в несколько крупнейших медвузов страны с просьбой предоставить информацию о результатах выполнения «майских» указов президента и рассказать о том, каким образом удалось добиться повышения зарплаты педагогов. Не путем ли сокращения совместителей и преподавателей с небольшой нагрузкой, которые портили статистику многих учебных заведений?
Ответы пришли примерно из половины университетов, да и те весьма скупы на подробности. Сразу оговоримся, что целевых показателей достигли все без исключения. Например, сотрудники Сеченовского госмедуниверситета в конце ноября получали 211% от средней зарплаты по столичному региону. Такие успехи в вузе объясняют перераспределением потоков денежных средств. Абсолютные цифры не приводятся, как и данные о сокращении штатов.
СибГМУ указал, что зарплата профессорско-преподавательского состава (ППС) за октябрь-ноябрь 2017 года составила более 55,8 тыс. рублей, количество совместителей изменилось несущественно. Проблем по реализации указов президента не возникало.
В Самарском госмедуниверситете по итогам 11 месяцев 2017 года средняя заработная плата ППС составила 204,7% от средней по региону. Сумма не называется.
«Для выполнения целевых показателей сокращение численности ППС и учебно-вспомогательного персонала не производилось, - сообщает первый проректор СамГМУ Юрий Щукин. – Выплата осуществлялась как за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания, так и за счет средств от деятельности, приносящей доход, доля которых достигает 37,4% в общем объеме фонда оплаты труда».
В Дагестанском ГМУ на 1 октября 2017 года достигли показателя в 188%. Размер средней заработной платы по итогам III квартала составил 36,1 тыс. рублей. Это стало возможным, в том числе, благодаря оптимизации штатной численности административного и вспомогательного персонала.
«Что касается совместителей, то их количество никак не отражается на средней зарплате, - говорит проректор по учебной работе Дагестанского государственного медицинского университета Руми Атаханов. - Сокращение численности ППС продиктовано необходимой оптимизацией и сокращением часовой учебной нагрузки. Сегодня более 80% доходов вуза направлено на выплату зарплаты и сохранение ее размера на конкурентном уровне».
В Волгоградском ГМУ доходы профессорско-преподавательского состава выросли на 8,3% по отношению к 2016 году. Удельный вес кандидатов, докторов наук и штатных работников в общей численности ППС ниже планового показателя. В своем отчетном выступлении перед трудовым коллективом ректор вуза Владимир Петров также признал падение доходов из всех источников в расчете на численность студентов в текущем году.
Голубцы для профессуры
Официально все довольно красиво. Зарплаты постоянно растут. Указы выполняются. А вот, что рассказывают бюджетники в частных беседах, «не для записи».
«Для обеспечения двукратного увеличения зарплаты есть только два пути: первый – наращивать числитель, второй – уменьшать знаменатель, - уверяет директор одного из медицинских институтов. – Других вариантов не существует. Увеличить числитель сложно всем вузам: да, есть хоздоговоры, коммерческое обучение, но эти ресурсы уже исчерпаны. Взять, например, Москву: там средняя зарплата по региону 60 тыс. рублей, то есть ректор вуза должен добиться уровня средней зарплаты ППС в 120 тысяч. Где ему взять эти деньги? Поэтому идут сокращения персонала. И это ужасно! Если мы откроем мировые рейтинги, то увидим, что соотношение преподавателей и студентов в ведущих вузах составляет 1:3, 1:4, а у нас целевой показатель 1:12. Если я не буду выдерживать положения дорожной карты и уж тем более указов президента, то меня завтра уволят. Мне это нужно?»
Преподавателей становится меньше, а работы, наоборот, только прибавляется. В итоге страдает качество обучения.
«Об указах президента у нас разве что сотрудники вспоминают регулярно, а бухгалтерия и ректор – нет, - говорит сотрудник медицинской академии, который попросил не называть даже свой регион, опасаясь репрессий. - За последний год резко почувствовалось, что государственная казна опустела. Одна радость, что зарплату, по крайней мере, выдают вовремя. Ни разу не задержали. И что не увольняют. Многих совместителей убрали, а зарплата у оставшихся от этого не увеличилась. Раньше у меня было полторы ставки, сейчас одна. При этом работы стало ощутимо больше. Когда я слышу официальные данные о размере средней зарплаты бюджетников, меня гнев берет. Вспоминается старая шутка. Если начальник каждый день кушает мясо, а рядовые сотрудники – капусту, то в среднем по вузу (если посчитать по этим хитрым формулам) получится, что мы едим голубцы».
«Всем пенсионерам предложили перейти на полставки, - рассказывает сотрудница медвуза на Северном Кавказе. – При этом ректор пообещал нам, что из личных фондов будет доплачивать разницу, так что мы в деньгах не потеряем. Кто-то отказался, тогда его стали терроризировать: то выговор объявят, то еще что-то неприятное сделают. В ноябре нам должны были произвести первый перерасчет по этой схеме. Но в итоге на руки мы получили только официальную зарплату, без каких-либо доплат».
В Ростовском госмедуниверситете рассказывают, что совместителей никто не трогает, но и базовая зарплата не менялась на протяжении ряда лет. Ассистент кафедры без ученой степени получает на руки 9 тыс. рублей, кандидат наук - 12 тыс., доцент – 14 тыс., доцент, к.м.н. – 15-16 тысяч. Но при этом раз в полгода выплачивают «путинскую» доплату.
«В бухгалтерии говорят, что это доплата нам как малоимущим, – объясняет преподаватель РостГМУ. – Обычно эти деньги дают под День медицинского работника и под Новый год: по 40-50 тыс. рублей. В итоге если «размазать» их по году, то ежемесячный доход у меня будет больше 30 тысяч. Вот так статистика и делается. Тяжеловато, конечно, но мы не жалуемся, потому что, по крайней мере, никто не заставляет нас сидеть на работе допоздна, так что мы можем подрабатывать по вечерам на консультативном приеме в клиниках. А в других вузах города профессура вынуждена работать до 7-8 вечера, по субботам и воскресеньям, и лишена возможности совмещать должности в силу такой нагрузки. Так что все познается в сравнении».
На сайте, где можно разместить открытое письмо президенту страны, недавно было опубликовано такое послание: «Уважаемый Владимир Владимирович, я работаю преподавателем в медицинском вузе Санкт-Петербурга. После майских указов зарплаты у нас выросли, но не за счет увеличения окладов, а за счет выплаты квартальных премий. При этом нам сказали, что эта премия – фактически наша зарплата, а не премия за те или иные наши заслуги. Сейчас же премии нам вообще перестали выдавать (стали придумывать различные причины, менять правила). Сейчас, в частности, нам говорят, что теоретические кафедры не являются выпускающими, и премия им не положена. Таким образом, мы получаем 12 тыс. рублей.
Еще одна несправедливость: имеются единичные преподаватели, которые получают надбавку UNI. Один такой преподаватель получает больше, чем все преподаватели кафедры вместе взятые. При этом эти «уникальные» сотрудники никакой уникальностью не обладают, их назначают исключительно исходя из личных симпатий руководства. Да и зарплата самого руководства – такая, какую оно само себе устанавливает. Естественно, в статистических отчетах средние заработки выходят высокие. По моему представлению, чтобы избежать подобного, нужно сделать следующее: включить «премию» в оклад, отменить надбавку UNI, привязать оклад ректора не к «средней» зарплате, а к минимальному окладу».
Хорошие предложения. Почему бы Минздраву не взять их на вооружение?
Кстати, о внедрении новой системы оплаты труда ректоров подведомственных Минобрнауки вузов при переходе на эффективный контракт рассказал на заседании Общественного совета в конце декабря 2017 года директор Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки министерства Андрей Зарубин. Должностной оклад будет зависеть от уровня сложности управления вузом, для определения которого рабочая группа придумала критерии. Среди них, например, приведенный контингент обучающихся, объем доходов, статус вуза и количество филиалов. Для каждого критерия определены свои баллы. Новая система наравне с обновленной системой оценки и начисления стимулирующих выплат начнет применяться с января 2018 года. Правда, будет ли она использоваться во всех вузах или только подведомственных Минобру, пока неизвестно.
Нет комментариев
Комментариев: 0