Вложить в койку: «Медвестник» подсчитал затраты бюджета на стройки в эпоху COVID-19
Койки и федеральные расходы
За 2020 год количество инфекционных коек для взрослых пациентов и детей увеличилось с 51,9 тыс. в 2019 году до 278 тыс., следует из данных Совета Федерации.
Всего в России развернули 223,1 тыс. «ковидных» коек, из которых 123 тыс. оснащены системой подачи кислорода и 28,4 тыс. – аппаратами ИВЛ, сообщала вице-премьер Татьяна Голикова на совещании с Владимиром Путиным в октябре прошлого года. Так, коронавирус вынудил четырехкратно увеличить коечный фонд инфекционной службы.
Федеральный бюджет направил на оснащение и переоснащение коечного фонда для больных с коронавирусной инфекцией, в том числе на строительство специализированных госпиталей, 95,6 млрд руб. (95 689 879,3 тыс. руб.), подсчитал «МВ». Сумма получена в результате анализа всех распоряжений правительства за 2020 год, данные подтвердили в Министерстве финансов.
Большая часть средств, 68,18 млрд руб., была выделена в рамках госпрограммы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [1].
С 2010 по 2019 год в России количество коек для взрослых больных с инфекционной патологией сократилось с 35,4 тыс. до 25,1 тыс. (на 40%), а детских ‒ с 33,1 тыс. до 26,8 тыс. (на 23%), следует из статьи министра здравоохранения Михаила Мурашко, посвященной борьбе с COVID-19, в журнале «Национальное здравоохранение». По его словам, к моменту начала пандемии существовала «неравномерность доступности медицинской помощи» для больных с инфекционной патологией, недоукомплектованность врачами-инфекционистами и врачами-эпидемиологами. В 25 регионах по-прежнему нет специализированных больниц, а дефицит кадров в этой специальности гораздо выше, чем в среднем по системе здравоохранения. |
Финансирование пошло на оснащение «дополнительно созданного, перепрофилированного и модернизированного коечного фонда медорганизаций», «на создание системы централизованного снабжения медицинскими газами», «на оснащение клиник в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по профилям «анестезиология и реаниматология», «пульмонология» при инфекционных заболеваниях». Часть денег потратили на закупку средств индивидуальной защиты (СИЗ) для медработников.
Один из крупнейших трансфертов (8,8 млрд руб.) получило Минобороны на строительство 16 медцентров на базе модульных быстровозводимых конструкций для лечения военнослужащих [2].
Самым дорогим для федерального бюджета стал быстровозводимый госпиталь на 360 коек в Ивановской области. На него из резервного фонда правительства отдельно выделили 2,5 млрд руб. [3].
Самые дорогие инфекционные госпитали в 2020 году
Госпиталь на 360 коек в Ивановской области |
2 579 547 900 руб. |
Распоряжение Правительства РФ № 2041-р от 06.08.2020 |
Три многофункциональных медицинских центра (ММЦ) общей мощностью 200 коек в Республике Дагестан |
1 950 000 000 руб. |
Распоряжение Правительства РФ № 1398-р от 27.05.2020 |
Два ММЦ в Астрахани и Нариманове общей мощностью 200 коек с обеспечивающей инфраструктурой |
1 842 662 110 руб. |
Распоряжение Правительства РФ № 1398-р от 27.05.2020 |
ММЦ на 200 коек в г. Кызыл (Республика Тыва) |
1 696 343 500 руб. |
Распоряжение Правительства РФ № 2380-р от 18.09.2020 |
ММЦ на 200 коек в Воронеже |
1 121 836 000 руб. |
Распоряжение Правительства РФ № 1278-р от 15.05.2020 |
Республиканская клиническая инфекционная больница им. проф. А.Ф. Агафонова в Казани |
1 089 900 000 руб. |
Распоряжение Правительства РФ № 2982-р от 14.11.2020 |
Быстровозводимый полевой госпиталь на 700 коек в пос. Мурмаши Мурманской области |
979 621 100 руб. |
Распоряжение Правительства РФ № 1360-р от 22.05.2020 |
Детский инфекционный центр с обеспечивающей инфраструктурой на 60 коек в Пскове |
875 906 800 руб. |
Распоряжение Правительства РФ № 3061-р от 21.11. 2020 |
Источник: распоряжения правительства
Региональные расходы
Сумма в 95,6 млрд руб. не включает затраты региональных бюджетов на оснащение коечного фонда и строительство инфекционных госпиталей.
Точной цифры расходов всех субъектов на эти цели нет. В 2020 году Мурашко оценивал стоимость оснащения одной койки в 800 тыс. руб. «МВ» направил запросы в правительства регионов с просьбой уточнить объем финансирования формирования коечного фонда из бюджета субъекта, однако не все регионы успели ответить на запрос за время подготовки материала.
За 2020 год власти Санкт-Петербурга развернули более 4 тыс. коек для пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Городской бюджет потратил на эти цели 9,5 млрд руб.
Дороже всего, в 3,1 млрд руб., региону обошлось строительство нового корпуса Госпиталя для ветеранов войн на 307 коек. Еще 2,6 млрд руб. стоило возведение корпуса Городской больницы № 33 на 306 коек. На переоборудование павильонов выставочного комплекса «Ленэкспо» для развертывания госпиталя на 2,5 тыс. мест потребовалось выделить 1,5 млрд руб.
Кроме того, дополнительное финансирование направили на оснащение медучреждений: для борьбы с COVID-19 из городского бюджета Петербурга выделили 5,4 млрд руб. на закупки оборудования и 1,5 млрд руб. на приобретение аппаратов ИВЛ.
Бюджет Пермского края направил на оснащение коечного фонда 1,3 млрд руб., всего в субъекте было развернуто 4,5 тыс. коек. В Челябинской области на эти цели потратили 685 млн руб. На них были оснащены 7,2 тыс. коек. В Кировской области с марта по декабрь прошлого года власти развернули 4,6 тыс. коек, общие затраты региона составили 382 млн руб.
В 2020 году регионы потратили на здравоохранение беспрецедентные 2 трлн руб., следует из данных Минфина [4]. На 71,5% больше, чем в 2019-м (1 167,2 млрд руб.), и в два с лишним раза больше, чем в 2018-м (950,8 млрд руб.).
Но все равно затраты на здравоохранение в структуре региональных расходов уступают расходам на образование (3 552,5 млрд руб.), социальную политику (3 319,7 млрд руб.) и национальную экономику (3 192,3 млрд руб.). Впервые с 2017 года регионы направили на медицину больше денег, чем на ЖКХ (1 329,9 млрд руб. в 2020 году).
Совокупные расходы региональных и федерального бюджетов на здравоохранение в 2020 году, по данным Минфина [5] об исполнении консолидированного бюджета, также поставили абсолютный рекорд ‒ более 4,9 трлн руб. (4 939,4 млрд). Это на 30,3% превосходит финансирование 2019 года (3 789,7 млрд руб.) и на 48,9% ‒ расходы 2018 года (3 315,9 млрд руб.).
Убытки vs инвестиции
Рекордные расходы на здравоохранение, включая средства на борьбу с COVID-19, можно считать необходимыми инвестициями, заявила «МВ» руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
«Я не стала бы обнадеживаться по поводу того, что не будет других инфекций, мы, как и другие страны, долго ими не занимались, отдавая приоритет хроническим заболеваниям. Я живу под девизом, что в систему здравоохранения можно только добавлять средства и ресурсы, а убирать ничего нельзя», – пояснила Улумбекова.
Той же точки зрения придерживается директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Любые вложения в здравоохранения ‒ это не расходы, а инвестиции, потому что здоровье человека возвращает значительно больше, чем ресурсы, которые потрачены на то, чтобы его вылечить, уверена она.
По данным Росстата, в 2020 году в России умерло на 323 802 человека больше, чем в 2019-м. Согласно исследованию Финансового университета при Правительстве РФ, суммарные потери произведенного ВВП от смерти среднестатистического россиянина составляют 27,5 млн руб. Таким образом, избыточная смертность нанесла экономике страны ущерб в 8,9 трлн руб. всего за год.
В то же время, исходя из статистики выздоровевших после COVID-19 (официально на 2 марта 2021 года ‒ 3 838 040 человек), медпомощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией позволила бюджету сэкономить 105,5 трлн руб. Это гораздо меньше, чем затраты на оснащение коечного фонда, расходы на зарплаты врачей, лекарства, СИЗ и т.д.
Реформа инфекционной службы
Недостаток ресурсов даже на фоне рекордного финансирования этой сферы в 2020 году вынудил власти задуматься о более системных мерах борьбы с инфекциями.
В сентябре прошлого года Минздрав разработал концепцию федеральной программы модернизации инфекционной службы, которая до сих пор находится на утверждении в правительстве и держится в секрете. В Министерстве здравоохранения на запрос «МВ» с просьбой ознакомиться с проектом программы не ответили.
Известно лишь, что на ее реализацию в бюджете на 2021 год заложено 17 млрд руб., однако этих средств явно недостаточно, считает зампред Совета Федерации Галина Карелова. Она обратилась в правительство с просьбой ускорить принятие программы.
Новая стратегия
Минздрав не ответил на запрос «МВ» с просьбой ознакомиться с документом. В общих словах сообщалось, что программа предполагает создание системы многоуровневой лабораторной диагностики инфекционных болезней, модернизацию инфраструктуры медорганизаций, строительство федерального научно-практического центра по инфекционным болезням, создание порядка оплаты резервных мощностей, изменение подходов к строительству новых объектов здравоохранения и совершенствование системы управления инфекционной службы.
«В программе нужно основное внимание уделить предвидению и предотвращению подобных ситуаций и формированию индивидуальной тактики реагирования на них. Это будут более системные меры, не то, что происходило второпях в 2020 году, когда мы реагировали в условиях быстро разворачивающейся эпидемии. Предотвратить такого рода ситуации ‒ основная задача», – полагает Попович.
В феврале премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минздраву, Роспотребнадзору и Минфину проработать предложения по модернизации инфекционной службы к 25 марта. Известно, что конечный документ будет синхронизирован с региональными программами модернизации первичного звена здравоохранения.
Источники:
1. Распоряжения Правительства РФ № 748-р от 27.03.2020, № 1049-р от 17.04.2020, № 1176-р от 30.04 2020;
2. Распоряжение Правительства РФ № 649-р от 18.03.2020;
3. Распоряжение Правительства РФ № 2041-р от 06.08.2020;
4. Официальная статистика Министерства финансов РФ «Краткая информация об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации»;
5. Официальная статистика Министерства финансов РФ «Консолидированный бюджет Российской Федерации».
Нет комментариев
Комментариев: 0