Благими намерениями: как прокуратура распознает неявную коррупцию в госзакупках
Часто к нарушениям правил госзакупок могут привести благие побуждения заказчика. Но отсутствие явной коррупции не защищает от штрафов или уголовного дела. Об источниках коррупционных рисков и способах избежать их на онлайн-презентации исследования «Тендерскопа» рассказала эксперт АНО «Центр исследования рыночной среды, к.э.н., юрист Ирина Соколова.
Общие расходы здравоохранения в 2023 году составили 6 трлн руб. Около 18,5% из этой суммы проходят через непрозрачную систему госзакупок лекарств и медизделий. По оценкам экспертов Высшей школы экономики, прямой ущерб от коррупционных схем в этой системе составляет 110 млрд руб. Непрямые последствия включают развитие других видов коррупции (пациент может предложить взятку врачу, чтобы получить нужное лечение), избыточные траты, сокращение спроса на государственные медицинские услуги. |
Подстройка под поставщика
Долгосрочные коррупционные взаимоотношения могут быть основаны на изначально честном сотрудничестве. Например, если заказчику понравилось исполнение заказа, он может захотеть продолжить сотрудничество. Постепенно под поставщика начинают подстраивать технические задания, а контрагенты — финансово благодарить заказчика. Подобные схемы могут стать основанием для возбуждения уголовного дела.
Заказчик может указать в задании невыполнимый срок оказания услуги. Например, выполнение ремонта фасада в течение двух недель после подписания договора. Выполнить заказ сможет только фирма, которая необходима заказчику, так как ей позволили провести подготовительные работы до заключения договора.
Пример: летом прошлого года экс-замминистра здравоохранения Бурятии осудили за мошенничество. Она заключила с компанией договор по поставке медицинского оборудования, которое сложно быстро найти и закупить. При этом срок исполнения по контракту составлял 14 дней. Прокуратура посчитала это подстройкой под конкретного поставщика. |
Конфликт интересов
Еще один источник коррупционного риска — конфликт интересов. Это понятие включено в федеральные законы № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В одном из примеров прокурор обратился в суд, чтобы оспорить увольнение по собственному желанию замруководителя медорганизации. Прокурорская проверка показала, что пока женщина полгода исполняла обязанности главврача, она заключила контракты на сумму 500 тыс. руб. с компанией, учредителем которой был ее сын.
В другом случае дисциплинарные меры были применены к начальнику отдела клиники по медицинской технике. Контракты на сумму 9 млн руб. были заключены с компанией, в которой нарушитель был учредителем. Хотя он ушел оттуда за несколько лет до заключения контракта, суд признал его виновным.
В обоих случаях защитить от обвинений и наказания могло обращение в комиссию по конфликту интересов, подчеркивает юрист.
Малые закупки
Часто коррупционные схемы связаны с малыми закупками, поэтому именно на них прокуратура смотрит в первую очередь. В законе № 44-ФЗ прописано, что закупки до 600 тыс. или до 5 млн руб. на электронных площадках относятся к малым. Это создает пространство для искусственного дробления заказов, к которому контролирующие органы относятся настороженно.
Например, медорганизация закупила мебель у компании на сумму больше 2 млн руб. Для каждого вида мебели был отдельный контракт, каждый на сумму до 600 тыс. руб. При этом все сделки заключались в один день. Хотя формально учреждение ничего не нарушило, прокуратура трактовала это как искусственное дробление заказа. Если бы при этом обнаружились дополнительные коррупционные факторы, например, завышенная цена или вознаграждение от поставщика, возможно, было бы возбуждено уголовное дело.
Срочные закупки
Существуют срочные закупки, при которых разрешается закупить товары или услуги у единственного поставщика без конкурентной сделки. Это возможно при чрезвычайной ситуации, аварии или необходимости экстренной помощи.
Соколова привела пример из судебной практики: были заключены контракты по срочному ремонту газификатора. Но выяснилось, что заключения экспертов о наличии проблем имелись еще за год до этого, то есть не было оснований для срочной закупки. Это посчитали нарушением, хотя в такой ситуации заказчик может добиться прекращения административного дела. Для этого нужно доказать, что он пытался решить проблему, но не смог из-за недостатка финансирования или по другим причинам.
Чиновники региональных минздравов регулярно оказываются в центре скандалов с госзакупками. В марте 2024 года арестовали экс-замминистра здравоохранения Иркутской области Елену Голенецкую: она закупила обезболивающий препарат «Трамадол» в объемах, превышающих потребности региона в три раза. Часть препаратов уничтожили из-за истечения срока годности, ущерб составил 25 млн руб.
В мае 2024 года по обвинению в превышении должностных полномочий задержали Анну Москвину, экс-замминистра Красноярского края. В 2021—2022 годах она закупила некачественное медоборудование почти на 127 млн руб.
Из-за вмешательств в процедуры проведения конкурсов при закупках экс-министра здравоохранения Ростовской области Татьяну Быковскую осудили на 4,5 года колонии общего режима. А бывшую главу удмуртского Минздрава Наталью Якимову приговорили к году колонии за пособничество в неконкурентном заключении госконтрактов на 500 млн руб.
Нет комментариев
Комментариев: 0