Российские генетики осудили эксперимент по редактированию геномов эмбрионов
Накануне руководство Южного университета науки и технологий Шэньчжэня (ЮУНТ), где работал китайский генетик Хэ Цзянькуй, объявивший о появлении на свет близнецов с отредактированным геномом, официально заявило, что ученый проводил эксперименты тайно. Открытое письмо правительству с требованием законодательно ограничить работу с генами человека подписали более 100 представителей научного сообщества. Эксперимент осудили и создатели методики CRISPR.
«Редактирование генов – область исследований, направленных на модификацию генов живых организмов с тем, чтобы улучшить наше понимание того, как работают гены, и продвинуться в исправлении генетических аномалий. Сферу потенциального применения методов редактирования человеческих генов можно разбить на две категории. Первая – это изменения в ДНК соматических (неполовых) клеток человека, вторая – методы редактирования генома в зародышевых клетках человека. Если при редактировании соматических клеток измененные клетки не передаются будущим поколениям, то редактирование клеток зародышевой линии производит такие изменения в ДНК, которые могут наследоваться в ряду поколений», – пояснила Вера Ижевская, высказывая позицию профессионального сообщества российских генетиков.
По ее словам, проблемы, возникающие при редактировании генома соматических клеток сходны с таковыми при разработке и использовании новых методов лечения (клеточных технологий или новых медицинских препаратов). И для обеспечения безопасности и эффективности применения технологии для терапии необходимо проведение фундаментальных, доклинических и клинических исследований. При редактировании же геномов эмбрионов приходится рассматривать последствия не только для данного индивида, но и для будущих поколений, которые будут носителями измененных генов.
«Можно говорить о двух группах этических проблем, обсуждаемых в связи с развитием технологий редактирования генома. Первая группа –это риски, связанные с несовершенством новых технологий, и по ере их совершенствования они будут находить свои решения. Более сложными представляются проблемы второй группы, связанные с применением этих технологий к человеческим эмбрионам, что, собственно, и делали в своих экспериментах китайские исследователи», – отмечает Вера Ижевская.
Одной из немногих этических норм в области генной инженерии, которая пользовалась едва ли не всеобщим признанием, был запрет на вмешательства в зародышевую линию человека. Вот как формулируется эта норма в одном из наиболее авторитетных международных документов – Конвенции о биоэтике Совета Европы. Ст. 13 «Вмешательства в геном человека», гласит: «Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека». Во многих европейских странах эта Конвенция, после ее ратификации национальными парламентами, приобрела силу закона.
«Суть этого ограничения в том, что вмешательство в геном эмбриона может, помимо эффекта, ради которого оно производится, вызывать у потомков и другие, непредвиденные, нежелательные и при этом необратимые последствия. При этом в момент вмешательства в геном трудно предсказать вредоносные эффекты, вызванные изменением генов в широком диапазоне обстоятельств, с которыми сталкиваются человеческие популяции. Необходимо рассматривать последствия не только для данного индивида, но и для будущих поколений, которые будут носителями измененных генов», – подчеркивает председатель Российского общества медицинских генетиков.
Она напомнила об опасениях, что постоянные генетические «улучшения» в отдельных субпопуляциях могут становиться источниками социального неравенства, а потребительский спрос на определенные черты потомков может стимулировать людей, чтобы частным, трудно регулируемым образом прибегать к редактированию генов. «Будущие родители обязаны уважать моральный статус человеческого эмбриона, однако редактирование генов зародышевой линии не согласуется с этой обязанностью, поскольку эмбрион при этом воспринимается как собственность или товар. Кроме того, обсуждаются морально-этические проблемы, касающиеся целенаправленного изменения эволюции человека с использованием этой технологии», – резюмировала Вера Ижевская.
Нет комментариев
Комментариев: 0