TOP5: главные события недели
***
Практика применения судами норм о возмещении морального вреда, в том числе причиненного при оказании медицинской помощи, будет меняться. Пленум Верховного суда (ВС) РФ обсуждает проект нового постановления из 69 пунктов, в котором речь идет о размерах компенсации и отдельных случаях, когда она положена.
Документ аккумулирует подходы, сложившиеся в судебной практике, в том числе в Конституционном суде, а также задает ориентиры для разбирательств по другим сложным вопросам, по которым позиция ВС РФ еще не была выражена.
Несколько пунктов документа затрагивают сферу здравоохранения. Судам предлагается при рассмотрении требований о компенсации морального вреда, причиненного вследствие некачественного оказания медицинской помощи пациенту, установить полноту принятых мер для установления правильного диагноза, соответствие организации обследования и лечебного процесса установленным порядкам, стандартам и клиническим рекомендациям и т.д. При этом на медицинскую организацию возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания правомерности тех или иных действий (бездействия), которые повлекли возникновение морального вреда истца.
Кроме того, из документа следует, что требования о компенсации морального вреда в случае нарушения прав гражданина в сфере охраны здоровья могут быть заявлены членами его семьи, если ненадлежащим оказанием медицинской помощи этому пациенту лично им (то есть членам семьи) причинены нравственные или физические страдания вследствие нарушения принадлежащих лично им неимущественных прав и нематериальных благ. Моральный вред в таких случаях может выражаться, в частности, в заболевании, перенесенном в результате нравственных страданий в связи с утратой родственника, переживаниях по поводу недооценки со стороны медработников тяжести его состояния, неправильного установления диагноза.
Правовые новеллы, сулящие рост судебных издержек для медорганизаций, открывают событийный рейтинг недели.
***
На второй строчке в TOP5 денежные вопросы.
Правительство утвердило новые правила предоставления межбюджетных трансфертов территориальным фондам ОМС на софинансирование зарплат врачей и среднего медперсонала. При распределении субсидий теперь будут учитываться неиспользованные остатки за прошлый период и «индекс трудоустройства».
Проект документа Минздрав представил еще 19 июля. Нововведения касаются средств, запланированных в бюджете ФОМС на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
«Индекс трудоустройства» учитывает число вновь нанятых работников и фактический дефицит специалистов и медперсонала за соответствующий год. Показатель будут рассчитывать по формуле, единой для всех субъектов, от него будет зависеть годовой размер трансферта.
Одновременно кабмин представил методику распределения регионам 58,5 млрд рублей на зарплаты медработников для достижения целевых значений майских указов. Объем выделяемых в 2022 году дополнительных средств будет зависеть от «зарплатного» коэффициента.
Примечательно, что распоряжение о выделении этих средств было опубликовано неделей ранее. Как следует из документа, самый крупный трансферт получит Москва – 7 млрд руб. На втором и третьем местах Московская область (2,8 млрд руб.) и Санкт-Петербург (2,4 млрд руб.).
***
На третьем месте в событийном TOP5 кадровые новости.
Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам предложено исключить из «белого списка» обязательных требований. Это позволит оперативно вносить в него изменения и расширить круг специальностей, доступных для профессиональной переподготовки после ординатуры, чтобы быстрее обучать «узких» специалистов.
Зарплата врача-терапевта в частных клиниках выросла за год на 9%. На высокий уровень дохода могут рассчитывать кандидаты и доктора наук с сертификатами по другим врачебным специальностям.
В Российской ассоциации медицинских сестер сообщили, что отток специалистов со средним образованием из государственных медорганизаций продолжается. Увеличение численности абитуриентов в медицинских колледжах не спасает ситуацию.
***
На четвертой строчке — сообщение об официальном старте пилотного проекта по удаленному мониторингу пациентов с артериальной гипертензией и сахарным диабетом. Эксперимент начнется с 1 января 2023 года и продлится до 31 декабря.
На какие регионы распространится пилот, не уточняется. Объемы расходов на его реализацию пока не установлены, сообщается лишь, что на проект будут привлечены в том числе средства федерального бюджета, предоставляемые Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий на обеспечение первого масштабного внедрения российских решений в сфере информационных технологий, согласно Постановлению Правительства РФ № 555 от 03.05.2019.
Участниками курируемого Минздравом эксперимента станут: Федеральное медико-биологическое агентство, Фонд ОМС, Росздравнадзор, Минпромторг, создаваемые на базе НМИЦ кардиологии и НМИЦ эндокринологии методологические центры, госкорпорация «Ростех» и входящее в нее АО «Объединенная приборостроительная корпорация» в качестве оператора платформы централизованных диагностических сервисов, медорганизации и разработчики информационных систем.
Целями эксперимента заявлены, в частности: формирование технологических требований к прототипу платформы, включая взаимодействие с медицинскими информационными системами медорганизаций, а также иными информсистемами, оценка клинико-экономической эффективности апробируемых технологий и целесообразности их внедрения в практику лечащего врача, отработка медико-технических требований к используемым медизделиям (так называемым персональным медицинским помощникам) и информационно-технологическим решениям.
Напомним: эксперимент по дистанционному мониторингу пациентов с артериальной гипертензией и сахарным диабетом Минздрав планировал запустить в шести регионах России еще в 2022 году, он был рассчитан на два года.
***
Замыкает пятерку новостей недели сообщение о том, что Росздравнадзор разработал проект руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности. В документе обобщены, в том числе, нормы по обращению лекарственных препаратов, медицинских изделий (МИ), включая не зарегистрированные в России, их лицензированию и обеспечению технического обслуживания; штатному оснащению клиник; условиям проведения испытаний при вводе в гражданский оборот лекарственных препаратов; документации.
Приводятся также наиболее частные нарушения, которые допускают медорганизации. Среди них: отсутствие у лицензиата трудовых договоров с работниками; отсутствие у работников необходимого образования и пройденной аккредитации; несоответствие структуры и штатного расписания лицензиата, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих ЛПУ.
Кроме того, медорганизации допускают применение незарегистрированных и недоброкачественных МИ; не обеспечивают их своевременные техническое обслуживание и поверку; хранят и применяют медизделия с истекшим сроком годности; не информируют Росздравнадзор о выявляемых нарушениях; эксплуатируют не принадлежащее им на законных основаниях оборудование; не обеспечивают внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Медорганизации могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований и принимать меры к устранению выявленных недостатков. Надзорный орган готов оказать методическую помощь, заявили в Росздравнадзоре.
Нет комментариев
Комментариев: 0