Татьяна Москалькова: многим недоступна «повседневная» медицина

17.10.2018
9627

Социологические опросы, данные Росстата, обращения граждан к федеральному и региональным уполномоченным по правам человека свидетельствуют о том, что  проблема охраны здоровья россиян требует пристального внимания государства. Такие выводы делает Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в опубликованном материале о проблемах реализации права человека на охрану здоровья и получение бесплатной медпомощи.

Фото: vogazeta.ru

По данным Росстата, в сравнении с 2005 г. количество больниц в России сократилось на 43% – в 2016 г. их стало 5357. Это одна из причин, по которой для россиян защита прав на бесплатную медицинскую помощь четвертый год занимает первое место в рейтинге важности, делает вывод омбудсмен. Причем в 2017 г. показатель значимости этой проблемы в сравнении с 2016 г. вырос с 78 до 81%. «Более половины россиян (54%) считают, что их право на бесплатную медпомощь реализуется плохо, и лишь 14% респондентов дали оценку «хорошо»», – констатирует Татьяна Москалькова.

Опираясь на данные ВЦИОМ, правозащитник отмечает: при обращении граждан в государственные и муниципальные медучреждения по полису ОМС им приходится сталкиваться с длительным ожиданием и некомфортными условиями, отсутствием необходимого оборудования и лекарств, непрофессионализмом врачей, грубым отношением персонала. Омбудсмен приводит и свою статистику: количество обращений граждан по охране здоровья и предоставлению медпомощи после снижения в 2015 г. значительно возросло. В 2017 г. поступило 792 таких обращения, а в первом полугодии 2018 г. – более 300. В адрес уполномоченных по правам человека в субъектах РФ за 2017 г. поступило свыше 6,5 тыс. таких жалоб.

Говоря о «повседневной» медицине, Татьяна Москалькова прежде всего отмечает проблему ее доступности, обеспокоенность общества реорганизацией системы здравоохранения, в ходе которой ликвидируют медорганизации и закрывают специализированные отделения. «Вместе с тем на запросы Уполномоченного государственные органы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации отвечают, что причин для беспокойства не имеется», – говорит омбудсмен.

Исходя из жалоб населения, в числе негативных результатов оптимизации здравоохранения она называет отсутствие первичной и специализированной помощи в удаленных селах, сокращение койко-мест в стационарах, длительность ожидания скорой помощи, закрытие родильных отделений, стоматологических кабинетов и т.д.

Из-за реформ и сокращения медорганизаций растет нагрузка на медицинский персонал – и это тоже сказывается на качестве обслуживания, на безопасности медпомощи. Важной проблемой является отсутствие у граждан реальной возможности выбора врача и медицинского учреждения, хотя законодательство гарантирует это, напоминает правозащитник.

Татьяна Москалькова особо отмечает отсутствие эффективного законодательного регулирования в сфере паллиативной помощи, которая в России не соответствует мировым стандартам, тревожную ситуацию с охраной психического здоровья граждан. Омбудсмен заостряет внимание и на серьезных просчетах в бесплатном и льготном лекарственном обеспечении, связывая это в том числе с несовершенством системы их закупок и недостаточном финансировании.

Признавая необходимость создания в субъектах РФ центров высокотехнологичной медицины, Татьяна Москалькова обращается к проблеме несогласованности рекомендаций: назначения врачей федеральных центров не имеют обязательной силы для лечащих врачей регионального уровня, которые в итоге выписывают рецепты и несут ответственность за результаты лечения.

Правозащитник особо отмечает важность права на бесплатную медицину для лиц старше 60 лет. Между тем они жалуются на равнодушие, очереди к врачам – для осмотра, получения рецепта или квоты на высокотехнологичную помощь. Диспансеризацию пожилой человек может пройти лишь раз в три года. Татьяна Москалькова полагает, что для определенных возрастов ее нужно сделать ежегодной. Для пенсионеров необходимо также расширить базовый перечень услуг, включенных в ОМС, считает омбудсмен.

«Финансирование, совершенствование законодательства, развитие передовых медицинских технологий – вот ключевые направления, комплексное решение которых позволит перейти на качественно новый уровень медицинского обеспечения в России», – резюмирует Татьяна Москалькова.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Владимир Михайлович
Очерёдность в поликлиниках пора осуществлять на основании талонов, выдаваемых аппаратом автоматического управления очередью. Талоны соответственно делятся на категории, в зависимости от врача, к которому желает обратиться пациент и даты обращения, которую указал пациент. На полученном пациентом талоне будет указаны врач, дата и время приёма врачом. До установки аппаратов автоматического управления очередями к врачам поликлиники, выдавать письменные заключения о сроке и времени подачи пациентом заявления на приём к врачу, на исследования и с указанием установленных поликлиникой срока и времени приёма врачом, исследования.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика